В исследовании американских ученых было отмечено, что большинство травм артистов балета приходится на нижние конечности, так как они подвергаются повышенным нагрузкам. Травма голеностопного сустава с повреждением связок является наиболее частым и склонным к осложнениям видом повреждений. При восстановлении после которой уделяется недостаточное внимание профилактике травматизма и восполнению сенсомоторного дефицита. Согласно данным сфокусированного обзора литературы Маккензи М.Х. с соавторами по эпидемиологии острого растяжения связок голеностопного сустава, у 40% пациентов, впервые столкнувшихся с подобной травмой, развивается хроническая нестабильность голеностопного сустава, характеризующаяся повторяющимися растяжениями и ощущениями нестабильности голеностопного сустава. Цель. Проанализировать процесс реабилитации артистов балета с травмой голеностопного сустава, выявить недостатки программ реабилитации, изучить влияние программ проприоцептивных тренировок в снижении частоты повторного растяжения связок голеностопного сустава у спортсменов и артистов балета с травмами голеностопного сустава в анамнезе. Заключение. Упражнения на подвесных системах способны обеспечить тренировку не только отдельных мышечных групп, но и тренировку проприорецептивной чувствительности, коррекции постуральных нарушений вследствие травмы, а главное, сенсомоторную тренировку в контролируемых условиях, что влечет снижение риска возможной повторной травматизации.
балет, травма, реабилитация, экзерсис, проприоцептивная тренировка, сенсомоторный дефицит, профилактика травматизма, подвесная система, антигравитационная терапия, слинг-система, нервно-мышечный контроль, миофасциальные ленты, функциональная стабильность
1. Yau R.K., Golightly Y.M., Richardson D.B., Runfola C.D., Waller A.E., Marshall S.W. Potential Predictors of Injury Among Pre-Professional Ballet and Con- temporary Dancers. Journal of Dance Medicine & Science. 2017; 21(2): 53-63. https://doi.org/10.12678/1089-313X.21.2.53
2. Michelle S.S. Costa, Arthur S. Ferreira, Marco Orsini, Elirez B. Silva, Lilian R. Felicio, Characteristics and prevalence of musculoskeletal injury in professional and non-professional ballet dancers. Brazilian Journal of Physical Therapy. 2016; 20(2): 166-175. https://doi.org/10.1590/bjpt-rbf.2014.0142
3. Очкуренко А.А., Ширмазанян А.Г., Мацакян А.М. Модифицированная артроскопическая стабилизация голеностопного сустава при хронической нестабильности. Вестник восстановительной медицины. 2017; (80): 53-57.
4. Yoo J.,Yang E. J. Clinical results of an arthroscopic modified Brostrom operation with and without an internal brace. Journal of Orthopaedics and Traumatology. 2016: 17(4): 353-360. https://doi.org/10.1007/s10195-016-0406-y
5. Smith T.O., Davies L., de Medici A., Hakim A., Haddad F., Macgregor A. Prevalence and profile of musculoskeletal injuries in ballet dancers: A systematic review and meta-analysis. Physical Therapy in Sport. 2016; (19): 50-6. https://doi.org/10.1016/j.ptsp.2015.12.007
6. Vosseller J.T., Dennis E.R., Bronner S. Ankle Injuries in Dancers. The Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons. 2019; 27(16): 582- 589. https://doi.org/10.5435/JAAOS-D-18-00596
7. Doherty C., Bleakley C., Delahunt E., Holden S. Treatment and prevention of acute and recurrent ankle sprain: an overview of systematic reviews with meta-analysis. British Journal of Sports Medicine. 2017: (51): 113-125. https://doi.org/10.1136/bjsports-2016-096178
8. Миронов С.П., Цыкунов М.Б., Буйлова Т.В. Реабилитация при повреждении капсульно-связочных структур голеностопного сустава. Федеральные клинические рекомендации. Вестник восстановительной медицины. 2017; (80): 66-71.
9. Ивлева Л.Д. Анатомия и биомеханика в хореографии. Учеб. пособие для студентов. Челябинск. 2017: 83 с.
10. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. Учеб. пособие. Санкт-Петербург. 1980: 95 с.
11. Vuurberg G., Hoorntje A., Wink L.M., Doelen B.F. et al. Diagnosis, treatment and prevention of ankle sprains: update of an evidence-based clinical guideline. British Journal of Sports Medicine. 2018; 52(15): 956 p. https://doi.org/10.1136/bjsports-2017-098106
12. Hertel J., Corbett R. An updated model of chronic ankle instability. Journal of Athletic Training. 2019; 54(6): 572-588. https://doi.org/10.4085/1062-6050-344-18
13. Herzog M.M., Kerr Z.Y., Marshall SW., Wikstrom E. A. Epidemiology of Ankle Sprains and Chronic Ankle Instability. Journal of Athletic Training. 2019; 54(6): 603-610. https://doi.org/10.4085/1062-6050-447-17
14. Friden T., Roberts D., Ageberg E., Walden M., Zatterstrom R. Review of knee proprioception and the reletion to extremity function after an anterior cruciate ligament rupture. The Journal of Orthopaedic and Sports Physical Therapy. 2001; 31(10): 567-76. https://doi.org/10.2519/jospt.2001.31.10.567
15. Еремушкин М.А., Стужина В.Т., Савиных Т.О., Кусова Ф.У., Муравьева Н.В. Проприоцептивные тренировки при повреждениях капсульно-связочного аппарата голеностопного сустава у детей и подростков. Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014; 121(1): 16-20.
16. Rivera M.J, Winkelmann Z.K., Powden C.J., Games K.E. Proprioceptive Training for the Prevention of Ankle Sprains: An Evidence-Based Review. Journal of Athletic Training. 2017; 52(11): 1065-1067. https://doi.org/10.4085/1062-6050-52.11.16
17. Миронов С.П., Цыкунов М.Б. Основы реабилитации спортсменов и артистов балета при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Москва. 1998: 99 с.
18. Шевченко Е.П. Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии. Методические рекомендации. Москва. 2016: 20 с.
19. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2017: 183 с.
20. Клименко Н.А. Подготовительные упражнения в балетном экзерсисе: понятийно-классификационный аспект. Пенза. 2019: 144 с.
21. Миронов С.П., Цыкунов М.Б., Бурмакова Г.М., Андреев С.В. Пояснично-крестцовые боли у спортсменов и артистов балета: спондилолиз и спондилолистез. Консервативное лечение. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2020; (27): 11-18.