ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ С ПОЗИЦИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОДХОДА В ИНТЕРЕСАХ ПСИХОГИГИЕНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью предпринятого исследования является разработка методологичеcкого подхода к системе оценки сформированности личностных качеств выпускников образовательных организаций в интересах профилактики поведенческих девиаций и снижения рисков изменения вектора личностного развития обучающихся. Показателем эффективности этой деятельности является нормативное поведение обучающихся, в основе которого лежит система ценностей, закрепленная Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в форме личностного «портрета выпускника» школы. Однако, критерии оценки и методика выявления этих качеств в Федеральном образовательном стандарте не представлены. Методы и методики. Методологической основой исследования является функционально-ролевой подход. В ходе эмпирического исследования использовались метод экспертных оценок и метод «Репертуарные решетки» Дж. Келли. Результаты и научная новизна . Для достижения цели исследования нами предложена методика выявления и оценки сформированности личностных качеств выпускника образовательной организации. Методологической основой исследования выступает функционально-ролевой подход, позволяющий систематизировать формируемые в соответствии с ФГОС личностные качества. Важной особенностью реализуемого подхода выступает возможность осуществлять шкалирование персонифицированных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей учащегося, что обеспечивает выполнение требований ФГОС общего образования по диверсификации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и воспитания учащихся. Практическая значимость. Реализуемый методический подход и используемый диагностический инструментарий позволили, по меньшей мере, сопрягать и параллельно решать две диагностических задачи. Применение «Репертуарных решеток» позволяет преодолеть искажение результатов исследования в интересах достижения социального одобрения и реконструировать систему ценностей и смыслов испытуемого. Использование методов психосемантики в сочетании с функционально-ролевым подходом обеспечивает возможность шкалирования субъективно-личностных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей обучающихся.

Ключевые слова:
оценка сформированности личностных качеств, профилактика, группы риска, функционально-ролевой подход, личностный «портрет выпускника», ценности гражданского общества, навыки нормативных форм поведения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных условиях в качестве важнейшего предназначения системы образования Российской Федерации следует рассматривать формирование личности, обладающей характеристиками, адекватно отражающими социальные запросы общества в противоречивых условиях, продиктованных цивилизационными и геополитическими вызовами. Формирование личности является сложным многогранным процессом, имеющим свои особенности в различные периоды возрастного развития. Особое место в формировании личности занимает подростковый период и период ранней юности, на которые приходится время обучения в образовательной организации. В силу внутренних и внешних условий развития учащихся, могут возникать ситуации, которые изменяют вектор личностного развития, что в свою очередь, создают предпосылки для возникновения девиантных форм поведения, которые в настоящее время все чаще приобретают социально-опасный характер. Постановка проблемы и обзор литературы Теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что проблема девиантного поведения нашла свое отражение, как в отечественной, так и зарубежной литературе. В зарубежной психологии отклоняющиеся формы поведения рассматривались в рамках различных психологических школ [1-5], что предполагало использование форм и методов профилактической работы в достаточно широком диапазоне. В отечественной науке изучение девиантного поведения детей и подростков было обусловлено значимостью борьбы с беспризорностью и молодежной преступностью в 20-30 годы XX-го столетия. Дальнейшая разработка проблемы поведенческих девиаций осуществлялась с позиций междисциплинарных подходов и была связана с исследованием индивидуальных и групповых социально-психологических характеристик подростков с девиантной ориентацией [6 - 18]. В рамках нашего исследования значительный интерес представляют работы Е.Н. Приступа, в которых предпринимается попытка разработать критерии и показатели нормы и отклонений социального здоровья учащихся, которое рассматривается в контексте профилактики поведенческих девиаций. Кроме того, Е.Н. Приступа предлагает различать уровни социального здоровья учащихся на основе выделения социально-приемлемого, социально-нейтрального, социально-неприемлемого поведения [15]. В качестве средства итоговой оценки реализации ФГОС, предполагающей наличие у учащихся определенных знаний, умений и навыков, выступает ЕГЭ (ГИА). По аналогии с ЕГЭ, диагностическим инструментом для оценки степени сформированности личностных характеристик, совокупность которых определяет ФГОС, как правило, применяется «батарея» психодиагностических методик. Однако, решение данной психодиагностической задачи сопряжено с избыточно большим числом методик, рутинностью и громоздкостью процедуры сопоставления результатов в динамике. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, но не содержит, как уже отмечалось, методику выявления и оценки этих качеств. Таким образом, в настоящее время критерии выявления и оценки личностных характеристик, составляющих психологический портрет выпускника, а также приемлемый диагностический инструментарий, позволяющий оценивать динамику формирования личностного портрета учащегося, по-прежнему являются актуальной научной задачей. Некоторые методические подходы к выявлению и оценке личности учащегося, формированию групп риска в контексте психогигиены социального здоровья, профилактики поведенческих девиаций и снижения рисков изменения вектора личностного развития обучающихся, рассматривались нами ранее [19, 20]. Материалы и методы Исследование проводилось в два этапа: 2015 и 2018 годах. Методологической основой исследования является функционально-ролевой подход. Вследствие того, что качества и характеристики, формирующие «портрет выпускника» многочисленны и многоплановы, создаются трудности диагностики степени их сформированности. С этой целью нами предпринята попытка их систематизации. Личностные характеристики (качества) выпускника сгруппированы по четырем ролевым блокам (ролевым позициям): труженик, семьянин, гражданин, патриот. 1-ый блок: профессионально важные качества, обеспечивающие функционал ролевой позиции «Труженик» - мотивированный на творчество и инновационную деятельность, подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. 2-ой блок: ролевая позиция «Семьянин» - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий ответственность перед семьей. 3-ий блок: ролевая позиция «Гражданин» - уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознающий ответственность перед обществом, государством, человечеством, социально активный, уважающий закон и правопорядок. 4-ый блок: ролевая позиция «Патриот» - любящий свой край и свою Родину осознающий свою сопричастность судьбе Отечества. На этой основе представляется возможным минимизировать количество диагностических средств, что обеспечивает сравнимость результатов и их объективизацию, социальные роли и функции рассматриваются как точка бифуркации, в которой индивидуальное поведение обретает социальный характер, а индивидуально-психологические качества личности соотносятся с нормативными образцами поведения, принятыми в обществе. Выбор метода исследования основан на диагностических возможностях «Репертуарных решеток» Дж. Келли, обеспечивающих скрытость (латентность) целей исследования от испытуемого и, одновременно, создание условий, при которых практически исключается искажение результатов в интересах достижения социального одобрения [19]. Метод позволяет реконструировать личностные ценности и смыслы обучающихся. Использование методов психосемантики в сочетании с реализуемым функционально-ролевым подходом позволяет осуществлять шкалирование субъективно-личностных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей обучающихся. Учащиеся, у которых система ценностей еще не сформирована и/или отмечаются отклонения вектора нормативного развития, по результатам психодиагностики могут быть отнесены к группе риска. Результаты исследования и их анализ В целях выявления уровня сформированности вышеперечисленных ролевых позиций у студентов первого курса нами проведено эмпирическое исследование (n=105) с применением методики «Репертуарные решетки» Дж. Келли (рис. 1). Для выявления возможного изменения структуры и соотнесенности показателей по выделенным блокам личностных характеристик полученные результаты сопоставлены с эмпирическими данными 2015 года [20]. Рис. 1. Уровень сформированности личностных качеств с позиций функционально-ролевого подхода Fig. 1. The level of formation of personal qualities from the position of functional-role approach Анализ представленной гистограммы (рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что существенных изменений в представленности личностных характеристик по ролевым позициям не выявлено, вместе с тем, отмечается снижение показателей, характеризующих ролевую позицию «Труженик» и рост ролевых позиций «Семьянин» и «Патриот». Обращает на себя внимание тот факт, что ролевая позиция «Гражданин» в обеих выборках по сравнению с другими ролевыми позициями представлена в наименьшей степени. На основе данных эмпирического исследования можно сделать вывод о первоочередной необходимости совершенствования работы по формированию гражданских качеств выпускника. Рис. 2. Сравнительный анализ представленности личностных качеств по ролевым блокам в 2015 и 2018 годах. Fig. 2. Comparative analysis of the representation of personal qualities by role blocks in 2015 and 2018 Реализуемый методический подход позволил, по меньшей мере, сопрягать и параллельно решать две диагностических задачи: благодаря применению «Репертуарных решеток» представляется возможным преодолеть искажение результатов исследования в интересах достижения социального одобрения и реконструировать систему ценностей и смыслов испытуемого. Одновременно, на основе анализа корреляционных и факторных связей конструктов конкретного учащегося, шкалирования персонифицированных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей учащегося, установить степень соответствия личностных качеств выпускника содержанию «Личностного портрета» выпускника, представленного во ФГОС. Это позволяет реконструировать систему отношений личности и дать оценки вероятных жизненных ситуаций, лежащих в основе принимаемых решений и прогнозируемых поступков, что имеет решающее значение при организации профилактической работы, так как позволяет реализовать дифференцированный подход, формировать группы риска и наполнять различным содержанием профилактическую работу в зависимости от результатов психодиагностики. Заключение Таким образом, ФГОС предусматривает формирование определенной совокупности личностных характеристик, обозначаемых термином «портрет выпускника», однако на сегодняшний день не разработана методика и критерии оценки содержания данного портрета. В структуру «портрета выпускника школы» включены качества, неоднородные с точки зрения механизмов их развития, возможности диагностики и степени их сформированности. Одни из них формируются, непосредственно на уроках, в процессе изучения учебных дисциплин, другие, преимущественно в проектной и внеучебной деятельности, что затрудняет как диагностику уровня развития этих качеств, так и прогнозирование рисков отклонения вектора развития и девиантных форм поведения. В интересах психогигиены здоровья обучающихся в образовательной среде необходимо сконцентрировать внимание на разработке маркеров («психосоциомаркеров») девиантных форм поведения обучающихся и методик раннего выявления, оценки и прогнозирования рисков изменения вектора их личностного развития. Целесообразно использовать метод репертуарных решеток в интересах оценки сформированности личностных качеств обучающихся, который позволяет оптимизировать психодигностическую процедуру и выступает в качестве надежного инструмента диагностики личностных качеств, составляющих содержание личностного портрета.
Список литературы

1. Дюргейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М. Мысль. 1994: 399 с.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. ACT-Лтд. 1998: 672 с.

3. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. ЭКСМО-Пресс. 2000: 509 с.

4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб. Нева. 2001: 512 с.

5. Харре Р. Теория позиционирования. Вестник Удмурдского университета Серия "Философия. Психология. Педагогика". 2007; (9): 193-203.

6. Парыгин Б.Д. К вопросу о предмете социальной психологии. Вопросы психологии. 1962; (5): 107-112.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб. Л. Медицина. 1983: 256 с.

8. Клейберг Ю.А., Шехзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков. Тверь. 2000: 375 с.

9. Сязина Н.Ю., Сафоничева О.Г. Роль новых восстановительных технологий в формировании индивидуального стиля деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник восстановительной медицины. 2014; 4(62): 42-46.

10. Velichkovsky B.M., Ushakov V.L. Cognitive science and novel medical technologies. Sovremennye tehnologii v medicine. 2019; 11(1): 8-15. https://doi.org/10.17691/stm2019.11.1.01

11. Osin E.N., Leontiev D.A. Brief Russian-Language Instruments to Measure Subjective WellBeing: Psychometric Properties and Comparative Analysis. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 2020; (1): 117-142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

12. Leontiev. D.A. Human Being and Lifeworld: From Ontology to Phenomenology. Кul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-historical psychology. 2019; V.15(1): 25-34. https://doi.org/10.17759/chp.2019150103

13. Leontiev D.A. Cultural-Historical Activity Theory in the Framework of the "Functional Paradigm". Кul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-Historical Psychology. 2020; V.16(2): 19-24. https://doi.org/10.17759/chp.2020160203

14. Мирошник Е.В., Назарова К.А. Здоровье сберегающая технология по формированию эмоционального интеллекта личности подростка. Вестник восстановительной медицины. 2019; (1): 57-61.

15. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая модель формирования здоровой личности ребёнка. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. Кострома. Издательство КГУ. 2006; Т.12(3): 73-77.

16. Одарущенко О.И. Эмоции и психологическое здоровье личности. Российский научный журнал. 2011; 6(25): 244-250.

17. Одарущенко О.И. Особенности психологического здоровья студентов. Российский научный журнал. 2012; 4(29): 266-275.

18. Сафоничева М.А., Наливайко Г.А., Сафоничева О.Г., Миненко И.А., Кобзарь Ю.В. Новые диагностические технологии и методы нелекарственной реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития. Вестник восстановительной медицины. 2011; (3): 42-46.

19. Сыркин Л.Д., Бубеев Ю.А., Усов В.М. Выявление особенностей семантического пространства личности в полярных группах студентов с низким и высоким личностным адаптационным потенциалом. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2012; 2(24): 30-32.

20. Ляпин А.С., Сыркин Л.Д. Некоторые методические подходы к анализу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего образования в контексте психогигиены социального здоровья учащихся. Вестник восстановительной медицины. 2015; 6(70): 69-73.

Войти или Создать
* Забыли пароль?