ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ (МКФ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования: оценка осведомленности будущих специалистов в области организации здравоохранения о Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Материалы и методы. Анкетирование 118 слушателей цикла профессиональной переподготовки «организация здравоохранения и общественное здоровье» по стандартизированному опроснику, включающему в том числе 6 вопросов-тестов. Для анализа данных выполнен расчёт и сравнение среднего балла по критерию Стьюдента и процентных долей по критерию Фишера, корреляционный анализ по критерию Спирмена. Анализ выполнен относительно всей группы респондентов и групп, выделенных относительно клинической специальности, по которой осуществляется практическая медицинская деятельность. Результаты. 26,3% знают о существовании классификации. Средний балл за вопросы-тесты составил 1,3 ±1,9 при 6 максимальных, Медиана 0, Мода 0. Связь осведомленности о классификации с возрастом отсутствует rs= -0,06 при р=0,2. Осведомленность значимо (t=2,9) выше в группе неврологов, чем иных клинических специалистов, 2,3±2,1 и 0,4±1,1 балл, соответственно. 41,5% опрашиваемых сделали заключение о практической ценности классификации в отсутствии знаний о ее существовании. Заключение. Низкая осведомленность будущих организаторов здравоохранения диктует необходимость включения тем об одной трёх основных классификаций ВОЗ в программу обучения.

Ключевые слова:
информированность врачей, анкетирование врачей, МКФ, Международная классификации функционирования, организаторы здравоохранения
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) - классификация ВОЗ, позволяющая описывать состояние здоровья индивида через объективную оценку функций организма и одновременно активности и участия индивида, учитывая воздействие окружающих и персональных факторов в конкретный временной момент [1]. Это уникальное свойство МКФ позволяет выйти за рамки клинических показателей развития болезни, фиксируемой с помощью МКБ [2,3]. Фактически МКФ даёт «фотографию» функционирования индивида, что может быть использовано для оценки одной из характеристик качества медицинской помощи - результативности, показывающей улучшение здоровья пациента. В отечественной литературе накопилось достаточное число публикаций, свидетельствующих в пользу эффективности МКФ для оценки результата медицинской помощи [4-11], но широкого, тем более рутинного применения на уровне медицинских организаций инструментов данной классификации при построении системы контроля качества нет. В этой связи требует изучения гипотеза о низкой осведомленности о самой классификации, ее возможностях и предназначении будущих специалистов в области организации здравоохранения, отвечающих, в том числе, за контроль качества медицинской помощи в медицинской организации. Подтверждение или опровержение данной гипотезы стало целью настоящего исследования. Материалы и методы. Проведено анкетирование 118 слушателей программы профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Средний возраст респондентов 41,6±7,2 лет. Для опроса использован стандартизированный опросник [12], который включал сведения для выделения групп (возраст; клиническая специальность, по которой осуществляется практическая медицинская деятельность в настоящее время), вопросов для определения информированности о существовании классификации и ее практического применения, а также 6 вопросов-тестов на знание принципов и основ классификации. Анализ результатов опроса проводился на основе рассчитанных процентных долей респондентов в целом и по группам, среднего значения баллов за вопросы-тесты, среднего квадратичного отклонения, критерия Спирмена при выполнении корреляционного анализа, критерия Фишера для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок и критерия Стьюдента для оценки достоверности равенства средних значений в двух группах. Результаты. 26,3% знают о существовании классификации МКФ, 11,9% знают значение аббревиатуры МКФ, 9,3% - полное название классификации, 6,8% знают, что классификация содержит два основных перечня: функции и структуры и активность и участие, 4,2% смогли сформулировать разницу между активностью и участием, которое согласуется с определениями данными в МКФ, 2,5% знают принцип кодирования по МКФ, 1,7% знают, что количественная оценка по категориям МКФ осуществляется по универсальным шкалам и методикам. От общего числа респондентов 7,6% считают, что классификация нужна при реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, 4,2% - для оказания медицинской помощи при любых заболеваниях и состояниях, 55,9% - для научных исследований, 32,2% признались, что не знакомы с классификацией и не могут судить о ее практическом применении. Данные о доле респондентов, ответивших на вышеуказанные вопросы анкеты, в группах, выделенных по клинической специальности, представлены в таблице №1. Таблица 1. Осведомленность о МКФ слушателей в группах, выделенных по клинической специальности Специальность Знают об МКФ значение аббревиатуры МКФ полное название МКФ что МКФ имеет 2 перечня разницу активности и участия принцип кодирования об универсальных шкалах Неврология 94,1 % 70,6 % 52,9 % 41,2 % 23,5 % 17,6 % 11,8 % Хирургия 12,9 % 3,2 % 3,2 % 3,2 % 3,2 % Терапия 18,6 % Иные 11,1 % 3,7 % 3,7 % При сравнении процентных долей респондентов, знающих о существовании МКФ, в группе с клинической специальностью «неврология» и в группе с другими специальностями критерий Фишера статистически значим φ*эмп = 7,1. Также критерий Фишера значим при сравнении в группе с клинической специальностью «неврология» и в группе со всеми другими специальностями долей респондентов, знающих расшифровку аббревиатуры МКФ (φ*эмп = 3,7), полное название классификации (φ*эмп = 2,6), содержание двух основных разделов МКФ (φ*эмп = 2,6) (критические значения φ 1,6-2,3 для р 0,01-0,05). Разницу между активностью и участием в рассматриваемых группах знает статистически одинаковая доля респондентов (φ*эмп = 1,5). Принцип кодирования по МКФ и производство количественной оценки по универсальным шкалам и методикам знаком только респондентам из группы с клинической специальностью «неврология». Средний балл за вопросы-тесты был рассчитан среди респондентов, ответивших, что знают о существовании классификации. Средний балл составил 1,3 ±1,9 при 6 максимальных, Медиана 0, Мода 0. Коэффициент корреляции количества баллов с возрастом незначим rs= -0,06 при р=0,2. Средний балл в группах, выделенных по клинической специальности, составляет: неврология - 2,3±2,1 балл, хирургия - 1±0,4 балла, иные специальности - 0,7±1,2 балла, все специальности, кроме неврология 0,4±1,1 балл. Критерий Стьюдента при сравнении среднего балла в группе с клинической специальностью «неврология» и в группе со всеми другими специальностями значим t=2,9 (при критических значения t 2,05-2,76 для р 0,01-0,05). Обсуждение. Полученные данные говорят о низкой осведомленности будущих организаторов здравоохранения о МКФ и ее практической значимости для улучшения качества медицинской помощи. Отсутствие связи возраста со знаниями об МКФ позволяет сделать вывод, что информированность врачей-организаторов здравоохранения об МКФ не зависит от стажа работы. Напротив, достоверно значимое большинство знающих о МКФ и значимо больший средний балл за ответы на вопросы-тесты среди респондентов, имеющих первую специальность «неврология», свидетельствует о практическом использовании классификации и получении знаний о ней в рамках клинической специальности. Интересно, что респонденты, имеющие более глубокие знания об МКФ (их средний балл равен 5±1), считают, что классификация нужна для оказания медицинской помощи при любых заболеваниях и состояниях. Группа лиц, считающих, что классификация нужна при реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, имеет средний балл 2±0,8. В группе, ответивших, что МКФ подходит лишь для научных исследований средний балл составил 0. Причём среди считающих классификацию пригодной только для научных исследований доля, ответивших, что знают о существовании классификации 25,8%, то есть менее трети. Таким образом выводы о практической ценности МКФ 49 респондентов или 41,5% от всей группы опрашиваемых сделали в отсутствии знаний о существовании классификации как таковой. Заключение. Введение в программу профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения” занятий об МКФ продиктовано тем, что МКФ является одной из трех основных классификаций Всемирной организации здравоохранения, и ее практическая ценность и оптимальность, как инструмента для оценки результативности медицинской помощи, доказана многочисленными исследованиями, в том числе проводимыми по инициативе и под эгидой ВОЗ. Обнаруженная низкая осведомленность слушателей программы профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения” является ещё одним аргументом в пользу включения в цикл обучения тем об МКФ в формате наиболее эффективном для усвоения [12-13]. Конфликт интересов: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Список литературы

1. Cieza A., Brockow T., Ewert T., Amman E., Kollerits B., Chatterji S. et al. Linking health-status measurements to the International classification of functioning, disability and health // J. rehabil. med. - 2002. - № 34. - Р. 205-2010.

2. World health organization. International classification of functioning, disability and health: ICF. // - Geneva: WHO, - 2001.

3. Юнусов Ф.А., Кочубей А.В. Интеграция инструментов Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и современной модели реабилитационного процесса // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. - 2009 - №4(41) - стр. 22-26.

4. Шмонин А.А., Мальцева М.Н., Мельникова Е.В., Иванова Г.Е. Базовые принципы медицинской реабилитации, реабилитационный диагноз в категориях МКФ и реабилитационный план // Вестник восстановительной медицины. - 2017.- №2(78) - стр. 16-22.

5. Цыкунов М.Б. Шкалы оценки нарушений при патологии опорно-двигательной системы с использованием категорий международной классификации функционирования (дискуссия) // Вестник восстановительной медицины. - 2019 - № 2 - стр. 2-12.

6. Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шмонин А.А., и др. Применение Международной классификации функционирования в процессе медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины. - 2018 - №6(88) - стр. 2-77.

7. Кочубей А.В., Филюк С.А. Анализ информативности историй болезни стоматологических ортопедических пациентов с позиций международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) // Кубанский научный медицинский вестник. - 2012 - №3(132) - стр. 88-91.

8. Александрова Л.И. Анализ эффективности комплексного лечения детей с врожденной расщелиной губы и неба с использованием Международной классификации функционирования // Пермский медицинский журнал. - 2018 - №3(35) - стр. 74-78.

9. Белова А.Н., Шейко Г.Е., Шаклунова Н.В., Исраелян Ю.А. Медицинская реабилитация при детском церебральном параличе: применение международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков // Вестник восстановительной медицины. - 2019 - №1(89) - стр. 2-9.

10. Грушина Т.И., Зикиряходжаева А.Д., Старкова М.В. Опыт использования Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья у больных раком молочной железо после хирургического лечения // Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. - 2018 - №5(7) - стр. 21-32.

11. Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шамалов Н.А., Бодрова Р.А., Шмонин А.А., Суворов А.Ю., Нырков Г.В., Тулупов Д.О. Использование МКФ и оценочных шкал в медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины. - 2018 - №3(85) - стр. 14-20.

12. Журавлев А.В., Кочубей А.В., Казаков А.С. Стандартизация анкеты для проведения опроса врачей в рамках научно-исследовательской работы // Вестник Росздравнадзора. - 2014 - №6 - стр. 33-36.

13. Сазонов К.А., Шеховцов В.П., Ситкин С.И., Валиев Т.М. Анализ эффективности тренингов по реализации клинических сценариев в симулированных условиях в подготовке анестезиолога-реаниматолога // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2018 - №1(31) - стр. 72-85.

14. Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Тренинг как технология симуляционного обучения при подготовке административно-управленческих кадров здравоохранения // Виртуальные технологии в медицине. - 2015 - №2(14) - стр. 31-32.

15. Степанов А.В. Роль симуляционных тренингов для врача скорой медицинской помощи // Забайкальский медицинский журнал. - 2018 - №1 - стр. 59-60.

Войти или Создать
* Забыли пароль?