AWARENESS OF HEALTH CARE ORGANISATION SPECIALISTS ON THE INTERNATIONAL CLASSIFICATION OF FUNCTIONING, DISABILITY AND HEALTH (ICF)
Abstract and keywords
Abstract (English):
Objective: to estimate awareness of future health care organization specialists on the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). Materials and methods. Survey of 118 students of the vocational retraining cycle “Organization of Health Care and Public Health” on a standardized questionnaire, including 6 test questions. For data analysis the average scores were calculated by Student's t-test and percentages were compared by Fisher test, for the correlations Spearman's rank correlation coefficient were used. The analysis was carried out in relation to the entire group of respondents and groups identified in relation to the clinical specialty in which practical medical activity is carried out. Results. 26.3% of respondents are aware of the classification existence. The average score for the test questions was 1.3 ± 1.9 at 6 maximum, Median 0, Mode 0. There was no connection between the classification awareness and age rs = -0.06 at p = 0.2. Awareness was significantly (t = 2.9) higher in the group of neurologists than other clinical specialists, 2.3 ± 2.1 and 0.4 ± 1.1 points, respectively. 41.5% of respondents marked the practical value of classification in the absence of knowledge about its existence. Conclusion. The low awareness of future health care organization specialists points the necessity of including the topic on one of three main WHO classifications in the curriculum.

Keywords:
physician awareness, doctor questioning, ICF, International Classification of Functioning, health managers
Text
Text (PDF): Read Download

Введение. Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) - классификация ВОЗ, позволяющая описывать состояние здоровья индивида через объективную оценку функций организма и одновременно активности и участия индивида, учитывая воздействие окружающих и персональных факторов в конкретный временной момент [1]. Это уникальное свойство МКФ позволяет выйти за рамки клинических показателей развития болезни, фиксируемой с помощью МКБ [2,3]. Фактически МКФ даёт «фотографию» функционирования индивида, что может быть использовано для оценки одной из характеристик качества медицинской помощи - результативности, показывающей улучшение здоровья пациента. В отечественной литературе накопилось достаточное число публикаций, свидетельствующих в пользу эффективности МКФ для оценки результата медицинской помощи [4-11], но широкого, тем более рутинного применения на уровне медицинских организаций инструментов данной классификации при построении системы контроля качества нет. В этой связи требует изучения гипотеза о низкой осведомленности о самой классификации, ее возможностях и предназначении будущих специалистов в области организации здравоохранения, отвечающих, в том числе, за контроль качества медицинской помощи в медицинской организации. Подтверждение или опровержение данной гипотезы стало целью настоящего исследования. Материалы и методы. Проведено анкетирование 118 слушателей программы профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Средний возраст респондентов 41,6±7,2 лет. Для опроса использован стандартизированный опросник [12], который включал сведения для выделения групп (возраст; клиническая специальность, по которой осуществляется практическая медицинская деятельность в настоящее время), вопросов для определения информированности о существовании классификации и ее практического применения, а также 6 вопросов-тестов на знание принципов и основ классификации. Анализ результатов опроса проводился на основе рассчитанных процентных долей респондентов в целом и по группам, среднего значения баллов за вопросы-тесты, среднего квадратичного отклонения, критерия Спирмена при выполнении корреляционного анализа, критерия Фишера для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок и критерия Стьюдента для оценки достоверности равенства средних значений в двух группах. Результаты. 26,3% знают о существовании классификации МКФ, 11,9% знают значение аббревиатуры МКФ, 9,3% - полное название классификации, 6,8% знают, что классификация содержит два основных перечня: функции и структуры и активность и участие, 4,2% смогли сформулировать разницу между активностью и участием, которое согласуется с определениями данными в МКФ, 2,5% знают принцип кодирования по МКФ, 1,7% знают, что количественная оценка по категориям МКФ осуществляется по универсальным шкалам и методикам. От общего числа респондентов 7,6% считают, что классификация нужна при реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, 4,2% - для оказания медицинской помощи при любых заболеваниях и состояниях, 55,9% - для научных исследований, 32,2% признались, что не знакомы с классификацией и не могут судить о ее практическом применении. Данные о доле респондентов, ответивших на вышеуказанные вопросы анкеты, в группах, выделенных по клинической специальности, представлены в таблице №1. Таблица 1. Осведомленность о МКФ слушателей в группах, выделенных по клинической специальности Специальность Знают об МКФ значение аббревиатуры МКФ полное название МКФ что МКФ имеет 2 перечня разницу активности и участия принцип кодирования об универсальных шкалах Неврология 94,1 % 70,6 % 52,9 % 41,2 % 23,5 % 17,6 % 11,8 % Хирургия 12,9 % 3,2 % 3,2 % 3,2 % 3,2 % Терапия 18,6 % Иные 11,1 % 3,7 % 3,7 % При сравнении процентных долей респондентов, знающих о существовании МКФ, в группе с клинической специальностью «неврология» и в группе с другими специальностями критерий Фишера статистически значим φ*эмп = 7,1. Также критерий Фишера значим при сравнении в группе с клинической специальностью «неврология» и в группе со всеми другими специальностями долей респондентов, знающих расшифровку аббревиатуры МКФ (φ*эмп = 3,7), полное название классификации (φ*эмп = 2,6), содержание двух основных разделов МКФ (φ*эмп = 2,6) (критические значения φ 1,6-2,3 для р 0,01-0,05). Разницу между активностью и участием в рассматриваемых группах знает статистически одинаковая доля респондентов (φ*эмп = 1,5). Принцип кодирования по МКФ и производство количественной оценки по универсальным шкалам и методикам знаком только респондентам из группы с клинической специальностью «неврология». Средний балл за вопросы-тесты был рассчитан среди респондентов, ответивших, что знают о существовании классификации. Средний балл составил 1,3 ±1,9 при 6 максимальных, Медиана 0, Мода 0. Коэффициент корреляции количества баллов с возрастом незначим rs= -0,06 при р=0,2. Средний балл в группах, выделенных по клинической специальности, составляет: неврология - 2,3±2,1 балл, хирургия - 1±0,4 балла, иные специальности - 0,7±1,2 балла, все специальности, кроме неврология 0,4±1,1 балл. Критерий Стьюдента при сравнении среднего балла в группе с клинической специальностью «неврология» и в группе со всеми другими специальностями значим t=2,9 (при критических значения t 2,05-2,76 для р 0,01-0,05). Обсуждение. Полученные данные говорят о низкой осведомленности будущих организаторов здравоохранения о МКФ и ее практической значимости для улучшения качества медицинской помощи. Отсутствие связи возраста со знаниями об МКФ позволяет сделать вывод, что информированность врачей-организаторов здравоохранения об МКФ не зависит от стажа работы. Напротив, достоверно значимое большинство знающих о МКФ и значимо больший средний балл за ответы на вопросы-тесты среди респондентов, имеющих первую специальность «неврология», свидетельствует о практическом использовании классификации и получении знаний о ней в рамках клинической специальности. Интересно, что респонденты, имеющие более глубокие знания об МКФ (их средний балл равен 5±1), считают, что классификация нужна для оказания медицинской помощи при любых заболеваниях и состояниях. Группа лиц, считающих, что классификация нужна при реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, имеет средний балл 2±0,8. В группе, ответивших, что МКФ подходит лишь для научных исследований средний балл составил 0. Причём среди считающих классификацию пригодной только для научных исследований доля, ответивших, что знают о существовании классификации 25,8%, то есть менее трети. Таким образом выводы о практической ценности МКФ 49 респондентов или 41,5% от всей группы опрашиваемых сделали в отсутствии знаний о существовании классификации как таковой. Заключение. Введение в программу профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения” занятий об МКФ продиктовано тем, что МКФ является одной из трех основных классификаций Всемирной организации здравоохранения, и ее практическая ценность и оптимальность, как инструмента для оценки результативности медицинской помощи, доказана многочисленными исследованиями, в том числе проводимыми по инициативе и под эгидой ВОЗ. Обнаруженная низкая осведомленность слушателей программы профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения” является ещё одним аргументом в пользу включения в цикл обучения тем об МКФ в формате наиболее эффективном для усвоения [12-13]. Конфликт интересов: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
References

1. Cieza A., Brockow T., Ewert T., Amman E., Kollerits B., Chatterji S. et al. Linking health-status measurements to the International classification of functioning, disability and health // J. rehabil. med. - 2002. - № 34. - R. 205-2010.

2. World health organization. International classification of functioning, disability and health: ICF. // - Geneva: WHO, - 2001.

3. Yunusov F.A., Kochubey A.V. Integraciya instrumentov Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya i sovremennoy modeli reabilitacionnogo processa // Nevrologicheskiy vestnik. Zhurnal im. V.M. Behtereva. - 2009 - №4(41) - str. 22-26.

4. Shmonin A.A., Mal'ceva M.N., Mel'nikova E.V., Ivanova G.E. Bazovye principy medicinskoy reabilitacii, reabilitacionnyy diagnoz v kategoriyah MKF i reabilitacionnyy plan // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. - 2017.- №2(78) - str. 16-22.

5. Cykunov M.B. Shkaly ocenki narusheniy pri patologii oporno-dvigatel'noy sistemy s ispol'zovaniem kategoriy mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya (diskussiya) // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. - 2019 - № 2 - str. 2-12.

6. Ivanova G.E., Mel'nikova E.V., Shmonin A.A., i dr. Primenenie Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya v processe medicinskoy reabilitacii // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. - 2018 - №6(88) - str. 2-77.

7. Kochubey A.V., Filyuk S.A. Analiz informativnosti istoriy bolezni stomatologicheskih ortopedicheskih pacientov s poziciy mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya (MKF) // Kubanskiy nauchnyy medicinskiy vestnik. - 2012 - №3(132) - str. 88-91.

8. Aleksandrova L.I. Analiz effektivnosti kompleksnogo lecheniya detey s vrozhdennoy rasschelinoy guby i neba s ispol'zovaniem Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya // Permskiy medicinskiy zhurnal. - 2018 - №3(35) - str. 74-78.

9. Belova A.N., Sheyko G.E., Shaklunova N.V., Israelyan Yu.A. Medicinskaya reabilitaciya pri detskom cerebral'nom paraliche: primenenie mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya detey i podrostkov // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. - 2019 - №1(89) - str. 2-9.

10. Grushina T.I., Zikiryahodzhaeva A.D., Starkova M.V. Opyt ispol'zovaniya Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya u bol'nyh rakom molochnoy zhelezo posle hirurgicheskogo lecheniya // Onkologiya. Zhurnal im. P.A. Gercena. - 2018 - №5(7) - str. 21-32.

11. Ivanova G.E., Mel'nikova E.V., Shamalov N.A., Bodrova R.A., Shmonin A.A., Suvorov A.Yu., Nyrkov G.V., Tulupov D.O. Ispol'zovanie MKF i ocenochnyh shkal v medicinskoy reabilitacii // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. - 2018 - №3(85) - str. 14-20.

12. Zhuravlev A.V., Kochubey A.V., Kazakov A.S. Standartizaciya ankety dlya provedeniya oprosa vrachey v ramkah nauchno-issledovatel'skoy raboty // Vestnik Roszdravnadzora. - 2014 - №6 - str. 33-36.

13. Sazonov K.A., Shehovcov V.P., Sitkin S.I., Valiev T.M. Analiz effektivnosti treningov po realizacii klinicheskih scenariev v simulirovannyh usloviyah v podgotovke anesteziologa-reanimatologa // Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. - 2018 - №1(31) - str. 72-85.

14. Konanyhina A.K., Kochubey A.V. Trening kak tehnologiya simulyacionnogo obucheniya pri podgotovke administrativno-upravlencheskih kadrov zdravoohraneniya // Virtual'nye tehnologii v medicine. - 2015 - №2(14) - str. 31-32.

15. Stepanov A.V. Rol' simulyacionnyh treningov dlya vracha skoroy medicinskoy pomoschi // Zabaykal'skiy medicinskiy zhurnal. - 2018 - №1 - str. 59-60.

Login or Create
* Forgot password?