Цель исследования: определение целесообразности изучения Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья неврологами в системе непрерывного медицинского образования. Материалы и методы. Анкетирование 380 неврологов, обучающихся на курсах повышения квалификации. Стандартизированный опросник включал характеристики для выделения групп (стаж работы неврологом, наличие категории, наличие ученой степени, место работы) и тесты. Произведён частотный анализ, расчет среднего балла, сравнительный анализ средних в выделенных группах, корреляционный анализ стажа и информированности респондентов. Результаты: О существовании классификации осведомлены 319(83,9%) респондентов. Средний балл по тесту в данной группе 3,5±2,4, максимальный балл (6) набрали 108 (33,9%) человек. Осведомленность лиц, имеющих учёную степень, работающих в профильных медицинских организациях, участвующих в научно-исследовательской работе значимо выше, чем у респондентов без учёной степени (t=5,5), не работающих в профильных организациях (t=11,1), не участвующих в научной работе (t=9,7). Осведомленность зависит от стажа rs= 0.2. Заключение. Элективная осведомленность неврологов о классификации свидетельствует о целесообразности представления образовательных курсов по МКФ в системе непрерывного медицинского образования разной информативности.
информированность врачей, анкетирование врачей, МКФ, Международная классификации функционирования, неврологи, информированность врачей, анкетирование врачей, МКФ, Международная классификации функционирования, неврологи, информированность врачей, анкетирование врачей, МКФ, Международная классификации функционирования, неврологи
1. World health organization. International classification of functioning, disability and health: ICF. - Geneva: WHO, 2001.
2. Cieza A., Brockow T., Ewert T., Amman E., Kollerits B., Chatterji S. et al. Linking health-status measurements to the International classification of functioning, disability and health. J. rehabil. med. 2002; 34: 205-2010.
3. Цыкунов М.Б. Шкалы оценки нарушений при патологии опорно-двигательной системы с использованием категорий международной классификации функционирования (дискуссия). Вестник восстановительной медицины. 2019; 2:2-12.
4. Кочубей А.В., Филюк С.А. Анализ информативности историй болезни стоматологических ортопедических пациентов с позиций международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Кубанский научный медицинский вестник. 2012; 3(132):88-91.
5. Слободян Е.И., Любчик В.Н., Говдалюк А.Л., Титова Е.В. Динамика основных синдромов у детей с хроническим пиелонефритом под влиянием различных комплексов санаторно-курортного лечения с использованием критериев МКФ-ДП. Вестник физиотерапии и курортологии. 2018. 1(24): 70-75.
6. Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шамалов Н.А., Бодрова Р.А., Шмонин А.А., Суворов А.Ю., Нырков Г.В., Тулупов Д.О. Использование МКФ и оценочных шкал в медицинской реабилитации. Вестник восстановительной медицины. 2018; 3(85):14-20.
7. Юнусов Ф.А., Кочубей А.В. Интеграция инструментов Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и современной модели реабилитационного процесса. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2009; 4(41): 22-26.
8. Белова А.Н., Шейко Г.Е., Шаклунова Н.В., Исраелян Ю.А. Медицинская реабилитация при детском церебральном параличе: применение международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Вестник восстановительной медицины. 2019; 1(89):2-9.
9. Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шмонин А.А., и др. Применение Международной классификации функционирования в процессе медицинской реабилитации. Вестник восстановительной медицины. 2018; 6 (88): 2-77.
10. Шмонин А.А., Мальцева М.Н., Мельникова Е.В., Иванова Г.Е. Базовые принципы медицинской реабилитации, реабилитационный диагноз в категориях МКФ и реабилитационный план. Вестник восстановительной медицины. 2017; 2 (78): 16-22.
11. Об утверждении профессионального стандарта «специалист по медицинской реабилитации. Приказ Минтруда и соцзащиты России от 3 сентября 2018 года N 572н. Вестник восстановительной медицины. 2018; 5 (87): 29-67.
12. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 1(60): 35-40.
13. Сазонов К.А., Шеховцов В.П., Ситкин С.И., Валиев Т.М. Анализ эффективности тренингов по реализации клинических сценариев в симулированных условиях в подготовке анестезиолога-реаниматолога. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018; 1(31): 72-85.
14. Конаныхина А. К., Кочубей А. В. Тренинг как технология симуляционного обучения при подготовке административно-управленческих кадров здравоохранения. Виртуальные технологии в медицине. 2015; 2(14): 31-32.
15. Степанов А.В. Роль симуляционных тренингов для врача скорой медицинской помощи. Забайкальский медицинский журнал. 2018; 1: 59-60.