Цель исследования: изучение осведомленности врачей ЛФК о Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Материалы и методы. Анкетирование 336 слушателей курсов повышения квалификации по специальности «лечебная физкультура» по стандартизированному опроснику, который включал вопросы-тесты и характеристики для выделения групп (стаж работы врачом ЛФК, наличие категории, наличие ученой степени, место работы). Анализ данных выполнялся при сравнении рассчитанных процентных долей по критерию Фишера и среднего балла по критерию Стьюдента, при определении связи возраста и осведомленности по критерию Спирмена. Результаты. Знают о существовании классификации 255 (75,9%) респондентов. Средний балл по тесту в данной группе 2,8±2,0, максимальный балл (6) набрали 31 человек. Осведомленность лиц, имеющих категорию, учёную степень, работающих в профильных медицинских организациях, участвующих в научно-исследовательской работе значимо выше, чем у респондентов без категории (t=4,8), без учёной степени (t=3,2), не работающих в профильных организациях (t=10,1), не участвующих в научной работе (t=8,2). Осведомленность зависит от стажа rs= -0.2. Заключение. Недостаточная и неоднородная осведомленность врачей ЛФК об МКФ свидетельствует о важности внесения тематики о классификации в программы повышения квалификации и разработки учебных курсов разной информативности.
информированность врачей, анкетирование врачей, МКФ, Международная классификации функционирования, врачи ЛФК
1. Donabedian А. The seven pillars of quality. Arch Pathol Lab Med. 1990; 114: 115-118.
2. Cieza A., Brockow T., Ewert T., Amman E., Kollerits B., Chatterji S. et al. Linking health-status measurements to the International classification of functioning, disability and health // J. rehabil. med. - 2002. - № 34. - Р. 205-2010.
3. World health organization. International classification of functioning, disability and health: ICF. - Geneva: wHO, 2001.
4. Юнусов Ф.А., Кочубей А.В. Интеграция инструментов Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и современной модели реабилитационного процесса. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2009; 4(41): 22-26.
5. Шмонин А.А., Касаткина В.М., Мальцева М.Н., и др. Анализ проблем в реабилитационном диагнозе в категориях международной классификации функционирования у пациентов с инсультом, принимающих участие в пилотном проекте «Развитие системы медицинской реабилитации в России» // Регионарное кровообращение и микроциркуляция.- 2017.- Т.16. - No2. - С. 17-24.
6. Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шмонин А.А., и др. Применение Международной классификации функционирования в процессе медицинской реабилитации. Вестник восстановительной медицины. 2018; 6 (88): 2-77.
7. Александрова Л.И. Анализ эффективности комплексного лечения детей с врожденной расщелиной губы и неба с использованием Международной классификации функционирования. Пермский медицинский журнал. 2018; 3(35): 74-78.
8. Грушина Т.И., Зикиряходжаева А.Д., Старкова М.В. Опыт использования Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья у больных раком молочной железо после хирургического лечения. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2018; 5(7): 21-32.
9. Кочубей А.В., Филюк С.А. Анализ информативности историй болезни стоматологических ортопедических пациентов с позиций международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Кубанский научный медицинский вестник. 2012; 3(132):88-91.
10. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 1(60): 35-40.
11. Сазонов К.А., Шеховцов В.П., Ситкин С.И., Валиев Т.М. Анализ эффективности тренингов по реализации клинических сценариев в симулированных условиях в подготовке анестезиолога-реаниматолога. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018; 1(31): 72-85.
12. Конаныхина А. К., Кочубей А. В. Тренинг как технология симуляционного обучения при подготовке административно-управленческих кадров здравоохранения. Виртуальные технологии в медицине. 2015; 2(14): 31-32.
13. Степанов А.В. Роль симуляционных тренингов для врача скорой медицинской помощи. Забайкальский медицинский журнал. 2018; 1: 59-60.