EARLY INTERVENTION IN THE STRUCTURE OF CHILDREN’S REHABILITATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The early intervention system is currently considered as an independent activity which has a clear conceptual model. The general mechanisms of the early intervention system facilitate the child’s social adaptation and its integration into the educational environment. This creates the conditions for the child development and the formation of the child's skills necessary in daily life situations. At the same time, it remains unclear how the routing of a child in need of rehabilitation is carried out, taking into account the need to receive early intervention services for the target group of patients. Aim. To determine the place of early intervention in the structure of the rehabilitation service of the Republic of Tatarstan. Results and Discussion. The early intervention system contains functional, personality-oriented and environmental approaches, which are implemented using the domains of activity and participation of the International Classification of Functioning, Disabilities and Health. The use of this classification implies the need for joint work of the number of specialists who make up a multidisciplinary team, forms a unified methodology for constructing rehabilitation plans and early assistance programs, and offers a conceptual basis for analyzing the effectiveness of their implementation. In addition, the application of the International Classification of Functioning, Disabilities and Health makes it possible to determine the role of early intervention when planning a child's rehabilitation route. The article presents a model of routing a child in need of rehabilitation measures, implemented in the Republic of Tatarstan, which provides for early identification of children with indications and their referral accordingly to these indications to early intervention, medical or social rehabilitation. Conclusion. Identifying children of the target group in need of the early intervention and their timely referral to organizations that are providers of relevant services is one of the stages in solving urgent problems of rehabilitation. Currently, the departments of early intervention system are opened on the basis of medical, social and educational organizations in the Republic of Tatarstan, and included in the rehabilitation structure playing an important integrating role in the formation of interagency cooperation.

Keywords:
Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcionirovaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya dlya detey i podrostkov, rannyaya pomosch', reabilitaciya
Text
Text (PDF): Read Download

Ранняя помощь (согласно терминологии, принятой за рубежом - Early Intervention) включает в себя комплекс услуг, направленных на содействие развитию детей раннего возраста, формирование у родителей (или ухаживающих лиц) новых компетенций в сфере взаимодействия с ребенком, приобретение детьми навыков, необходимых в повседневной жизни. Таким образом, эта форма помощи обеспечивает детей специальной поддержкой, целью которой является повышение качества жизни ребенка и его семьи [1]. Считается, что ребенок от 0 до 3 лет, имеющий задержку развития более 30% в одной или более областях, имеет право на услуги по программам ранней помощи [2]. Целевую группу детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, составляют следующие категории детей в возрасте от 0 до 3 лет: • дети с инвалидизирующими заболеваниями и статусом «ребенок-инвалид»; • дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития; • дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности (например, дети, родившиеся недоношенными), а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности; • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; • дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка [3]. На сегодняшний день имеется некоторая неопределенность в проведении границ между понятиями медицинской реабилитации у детей раннего возраста и ранней помощью, а также тем, каким образом должна осуществляться маршрутизация ребенка при организации реабилитационной помощи. Цель. Определение места ранней помощи в структуре реабилитационной службы Республики Татарстан. Результаты и обсуждение. Программы ранней реабилитации и ранней помощи разрабатываются и изучаются с 80-х годов прошлого века. Было установлено, что своевременно начатые реабилитационные мероприятия играют важную роль в профилактике нарушений развития и высокоэффективны при использовании мультидисциплинарного подхода [4]. Кроме того, выявлено, что результат программ зависит не только от раннего начала реализации, но и от длительности программы: оптимальный срок, по данным разных авторов, составляет от 3 лет до 5 лет [5, 6]. Литературный обзор программ ранней помощи, проведенных в период с 1966 по 2012 гг. и внесенных в Кокрановский центральный регистр контролируемых испытаний, включил 22 исследования, результаты которых показали, что ранняя помощь улучшает когнитивные функции в младенческом и дошкольном возрасте. Положительные результаты в двигательной сфере сохраняют статистическую значимость во всех возрастах, что в целом подтверждает актуальность программ ранней реабилитации [7]. Это связано с тем, что реализуемые в ранней помощи подходы к двигательной тренировке, ориентированные на конкретные задачи, целенаправленное и функциональное обучение, индуцируют нейропластичность в развивающемся мозге [8]. Все включенные исследования оценивали результат вмешательства по критерию развития отдельных функций у ребенка. В целом, в системе ранней помощи оценка эффективности проводится не только по наличию динамики в развитии ребенка, но и по улучшению функционирования ребенка в повседневной жизни, социализации, увеличению его самостоятельности, а также по развитию новых компетенций в семье и удовлетворенности услугами ранней помощи. Нормативной основой для формирования службы ранней помощи является распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в субъектах Российской Федерации на период до 2020 года». В Республике Татарстан ранняя помощь осуществляется на основании Постановления Кабинета Министров РТ от 6 сентября 2019 г. № 790 «О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан». Так же существуют внутриведомственные документы, обеспечивающие реализацию пилотного проекта, в частности, приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 15 октября 2019 г. № 2021 «О реализации пилотного проекта по ранней помощи в медицинских организациях Республики Татарстан». Ранняя помощь является самостоятельным направлением деятельности, которое реализуется учреждениями Министерства здравоохранения, Министерства труда, занятости и социальной защиты и Министерства образования. Ранняя помощь является относительно новым для Российской Федерации комплексом услуг. Методологическая основа ранней помощи связана с использованием Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, англ. International Classification of Functioning, Disability and Health, ICF). Эта связь обусловливает единство ранней помощи с реабилитационной помощью, которая так же осуществляется с позиций МКФ. Внедрение в практику реабилитации и ранней помощи МКФ позволило сформулировать три важных принципа: • проблемно-ориентированный принцип: выявляются как проблемы, составляющие реабилитационный диагноз, так и способности ребенка, реализация которых определяет его компетентность в жизненных ситуациях; • мультидисциплинарный принцип: оценка степени выраженности функциональных ограничений, планирование программы реабилитации, оценка эффективности проведенных мероприятий осуществляется членами мультидисциплинарной команды; • пациент-центрированный принцип: в центре внимания всегда находится ребенок и его семья [9, 10]. Выявление способностей ребенка составляет основу для функционального подхода, целью которого является развитие качеств ребенка, связанных с его активностью и участием. Такой подход ориентирован на формирование компетентности ребенка в осуществлении его жизненных активностей и продуктивно используется при составлении плана реабилитации и программы ранней помощи у детей раннего возраста [11]. Структура МКФ рассматривает здоровье ребенка как интегративный показатель составляющих функционирования, ограничений жизнедеятельности и факторов контекста и используется для планирования и оценки результативности оказанной реабилитационной помощи [12, 13, 14, 15]. Такой подход предусматривает необходимость совместной работы ряда специалистов, решающих различные задачи, ориентированные на одну цель. Мультидисциплинарная команда в медицинской реабилитации детей раннего возраста включает в себя врачей различных специальностей, инструктора по лечебной физкультуре, медицинских сестер и, при необходимости, специалистов немедицинских специальностей - психолога, логопеда, дефектолога, эрготерапевта. Мультидисциплинарная команда в ранней помощи состоит из специалистов немедицинских специальностей - психолога, логопеда, педагога, физического терапевта и эрготерапевта и педиатра развития. Программа ранней помощи или план реабилитации выстаивается на основе представлений о том, что ребенок является личностью, со своими потребностями (личностно-ориентированный подход), а семья является полноценным партнером в достижении поставленных целей (семейно-ориентированный подход). Ранняя помощь, кроме того, основывается на естественно-средовом подходе, который подразумевает работу не над изолированными навыками у ребенка, а над функциональными навыками, которые необходимы ему в повседневной жизни. Развитие системы реабилитации детей является одной из актуальных проблем медицины, в связи с чем в настоящее время большое внимание уделяется разработке научных основ организации реабилитационной службы и правового регулирования на всех этапах оказания реабилитационной помощи [16-19]. В Республике Татарстан медицинская реабилитация осуществляется на основании Порядка организации медицинской реабилитации детей (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2019 г. № 878н), в котором впервые упоминается ранняя помощь и рассматривается как один из видов реабилитационной помощи детскому населению. В медицинской реабилитации обязательными компонентами планируемого для ребенка плана реабилитации является определение его реабилитационного потенциала, реабилитационного диагноза и реабилитационных целей. Реабилитационный потенциал оценивает максимально возможный уровень восстановления или компенсации нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности. Реабилитационный диагноз учитывает все актуальные для данного ребенка домены и дает полное представление о структурах, функциях, активности и участии, а также о наличии барьеров или облегчающих факторов во внешней среде (согласно структуре МКФ). В соответствии с диагнозом формируются долгосрочные и краткосрочные цели реабилитации, направленные на реализацию реабилитационного потенциала за определенный отрезок времени, составляется индивидуальный план реабилитации, указывается специалист и технологии его работы с ребенком и его семьей. Подобная последовательность реализуется и в системе ранней помощи: проводится углубленная оценка по девяти доменам активности и участия с учетом факторов контекста и составлением индивидуальной программы ранней помощи, где формулируются цели. При этом цели ориентированы на улучшение функционирования ребенка, повышение качества взаимодействия ребенка с родителями и компетентности семьи в вопросах воспитания, а также выстраивание обогащенной окружающей среды (имеется в виду обогащение среды пребывания ребенка дополнительными физическими и социальными факторами, например, игрушками и тренажерами, способствующими развитию мозга). Критериями функциональности в данном случае являются улучшение качества жизни ребенка и его семьи при достижении поставленной цели, формирование навыка на ежедневной основе, объективная необходимость формирования поведения, которое позволит ребенку быть более вовлеченным и самостоятельным. В целом, основой для выстраивания системы реабилитационной помощи детям в Республике Татарстан является: • организация деятельности реабилитационных учреждений (отделений) по Порядку организации медицинской реабилитации (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №1705н); • подготовка кадрового состава по основным направлениям и профилям реабилитации; • организация межведомственного взаимодействия. В связи с этим необходимо отметить важную объединяющую роль системы ранней помощи в выстраивании модели межведомственного взаимодействия и структурировании системы реабилитации детей раннего возраста (рис 1). Рис.1. Структура реабилитационной помощи детям раннего возраста Fig. 1. The structure of rehabilitation assistance to young children На рисунке 1 показана модель маршрутизации ребенка от момента рождения до момента перехода в образовательную организацию в системе реабилитационной помощи. Основная роль в выявлении детей, нуждающихся в ранней помощи, принадлежит медицинским организациям - первоначально на этапе пренатальной диагностики и при реализации скрининговых программ, затем - при последующем наблюдении в амбулаторно-поликлинической сети. В случае выявления заболевания, ребенок раннего возраста может нуждаться как в медицинской реабилитации, так и в ранней помощи. Медицинская реабилитация осуществляется по определенному профилю с целью развития и восстановления функций, требующихся в первую очередь для активности и участия. Ранняя помощь проводится в том случае, если ребенок относится к целевой группе, с целью улучшения его функционирования в ежедневных жизненных ситуациях. Межведомственное взаимодействие между медицинскими и социальными учреждениями при организации реабилитации выстраивается на основании следующих нормативных документов: • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»; • Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 28 сентября 2015 г. № 716 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Татарстан на 2015-2030 годы (с изменениями на 29 декабря 2018 г.)»; • Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»; • Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 7 июля 2017 г. №1489 «Об организации информационного взаимодействия при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида»; • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 875 «Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», на основании которого разработан Проект региональной подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан на 2014-2025 годы» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы». Взаимодействие с органами социальной защиты на этапе получения ранней помощи касается вопросов обеспечения специальным оборудованием, пособиями; при этом ребенок, имеющий статус «ребенок-инвалид» может нуждаться и в ранней помощи, и в медицинской реабилитации, и в социально-психологической и/или социально-педагогической реабилитации. Все эти направления работы взаимосвязаны, имеют под собой законодательную базу и дополняют друг друга в постановке целей и решении задач, но не идентичны друг другу. Подобное взаимодействие обеспечивает преемственность в реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка с установленной инвалидностью. Взаимодействие системы ранней помощи с образовательными организациями осуществляется на этапе перехода ребенка в образовательное учреждение. Дети с ограниченными возможностями здоровья в некоторых случаях нуждаются в сопровождении специалистами ранней помощи на начальных этапах их включения в образовательную среду. Заключение Единая методологическая основа реабилитации и ранней помощи, связанная с использованием Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, обеспечивает оценку показателей здоровья ребенка, описывая нарушения структур и функций организма, задержку развития, затруднения активности и участия, наличие барьеров или облегчающих факторов окружающей среды. Кроме того, данных подход формирует общий языковой и терминологический контент, обеспечивает понимание проблем ребенка специалистами разных специальностей, преемственность и этапность в решении актуальных целей и задач реабилитации, что приводит к повышению качества жизни ребенка и его семьи. Соответственно, служба ранней помощи является важным системным компонентом в организации реабилитации у детей раннего возраста и может быть включена в структуру реабилитации.
References

1. Starobina E.M., Vladimirova O.N., Ishutina I.S., Lorer V.V., Shoshmin A.V., Ermolaeva E.E., Samarina L.V., Kaz'min A.M., Muhamedrahimov R.Zh. Organizaciya predostavleniya uslug ranney pomoschi detyam i ih sem'yam. Metodicheskoe posobie. SPb. OOO «CIACAN». 2019: 72 s.

2. Greene M., Patra K. Part C early intervention utilization in preterm infants: opportunity for referral from a NICU follow-up clinic. Research in Developmental Disabilities. 2016; (53): 287-295. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2016.02.016

3. Ermolaeva E.E., Kaz'min A.M., Muhamedrahimov R.Zh., Samarina L.V. O ranney pomoschi detyam i ih sem'yam. Autizm i narusheniya razvitiya. 2017; 15 (2): 4-18.

4. Lekskulchai R., Cole J. Effect of a developmental program on motor performance in infants born preterm. Australian Journal of Physiotherapy. 2001; 47(3): 169-176. https://doi.org/10.1016/s0004-9514(14)60264-6

5. Hsieh W.S. Long-term follow-up of very low birth weight infants in Taiwan. Pediatrics and Neonatology. 2014; (55): 79-80. https://doi.org/10.1016/j.pedneo.2013.11.001

6. Mas C., Gerardin P., Chirpaz E., Carbonnier M., Mussard C., Samperiz S., Ramful D. Follow-up at two years of age and early predictors of non-compliance in a cohort of very preterm infants. Early Human Development. 2017; (108): 1-7. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2017.03.001

7. Spittle A., Orton J., Anderson P., Boyd R. Early developmental programmes post-hospital discharge to prevent motor and cognitive impairments in preterm infants. Corchrane Database System Review. 2015; 24(11): 43 p. https://doi.org/10.1002/14651858.CD005495.pub2

8. Novak I., Morgan C. High-risk follow-up: Early intervention and rehabilitation. Neonatal Neurology. 2019: 483-510. https://doi.org/10.1016/b978-0-444-64029-1.00023-0

9. Auhadeev E.I., Bodrova R.A. Novyy metodologicheskiy̆ podhod k reabilitacii pacientov na osnove mezhdunarodnoy̆ klassifikacii funkcionirovaniya. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2014; (1): 6-10.

10. Mel'nikova E.V., Buylova T.V., Bodrova R.A., Shmonin A.A., Mal'ceva M.N., Ivanova G.E. Ispol'zovanie mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya (MKF) v ambulatornoy i stacionarnoy medicinskoy reabilitacii: instrukciya dlya specialistov. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2017; 6(82): 7-20.

11. Samarina L.V. Postroenie programm rannego vmeshatel'stva na osnove mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya. Social'noe obsluzhivanie semey i detey: nauchno- metodicheskiy sbornik. SPb. SPbGBU «Gorodskoy informacionno-metodicheskiy centr «Sem'ya». 2015; (6): 49-60.

12. Sheyko G.E., Belova A.N., kuznecov A.N., Israelyan Yu.A., Dmitrochenkov A.V., Gorshunov E.D. Primenenie Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya detey i podrostkov v ocenke reabilitacionnyh meropriyatiy u pacientov s detskim cerebral'nym paralichom. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2020; 5(99): 38-45. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-99-5-38-45

13. Ivanova G.E., Mel'nikova E.V., Shamalov N.A., Bodrova R.A., Shmonin A.A., Suvorov A.Yu., Nyrkov G.V., Tulupov D.O. Ispol'zovanie MKF i ocenochnyh shkal v medicinskoy reabilitacii. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2018; 3(85): 14-20.

14. Chernyahovskiy O.B., Kochubey V.V. Celesoobraznost' izucheniya Mezhdunarodnoy klassifikacii funkcionirovaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya (MKF) nevrologami v sisteme nepreryvnogo medicinskogo obrazovaniya. Vestnik vosstanovitel'noy̆ mediciny. 2019; (5): 21-23.

15. Shmonin A.A., Mal'ceva M.N., Mel'nikova E.V., Ivanova G.E. Bazovye principy medicinskoy reabilitacii, reabilitacionnyy diagnoz v kategoriyah MKF i reabilitacionnyy plan. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2017; 2(78): 16-22.

16. Kochubey A.V., Chernyahovskiy O.B., Salamadina G.E., Kochubey V.V., Burcev A.K., Ivanova G.E. Medicinskaya reabilitaciya cherez prizmu zakonodatel'no utverzhdennyh opredeleniy. Vestnik vosstanovitel'noy̆ mediciny. 2020; 5(99): 19-25. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-99-5-19-25

17. Ivanova G.E., Stahovskaya L.V., Rep'ev A.P. Pravovye osnovy okazaniya pomoschi po medicinskoy reabilitacii. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2014; (1): 2-5.

18. Ivanova G.E., Mel'nikova E.V., Belkin A.A., Belyaev A.F., Bodrova R.A., Buylova T.V., Mal'ceva M.N., Mishina I.E., Prokopenko S.V., Sarana A.M., Stahovskaya L.V., Hasanova D.R., Cykunov M.B., Shamalov N.A., Suvorov A.Yu., Shmonin A.A. Kak organizovat' medicinskuyu reabilitaciyu? Vestnik vosstanovitel'noy̆ mediciny. 2018; 2(84): 2-12.

19. Pogonchikov I.V., Han M.A. Voprosy organizacii medicinskoy reabilitacii i sanatorno-kurortnogo lecheniya detey v gorode Moskve. Vestnik vosstanovitel'noy̆ mediciny. 2016; (6): 60-63.

Login or Create
* Forgot password?