ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ АДАПТИВНОГО СКАЛОЛАЗАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В системе комплексной реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП) всё чаще находит место так называемая адаптивная физическая культура, одной из форм которой является адаптивное скалолазание (АС). Несмотря на высокую актуальность и интерес самих пациентов к адаптивной физической культуре, в отечественной и мировой литературе имеется не так много данных, посвященных изучению применения АС в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. Цель. Оценка эффективности и безопасности АС, применяемого в дополнение к стандартной медицинской реабилитации детей и подростков со спастическими формами ДЦП. Материал и методы. В исследование включено 30 пациентов от 5 до 18 лет со спастическими формами ДЦП, которые распределялись в одну из двух групп: 1-я, основная группа (n=15) — пациенты, которым проводилась стандартная медицинская реабилитация в сочетании с занятиями АС; 2-я группа сравнения (n=15) — участники, получавшие только медицинскую реабилитацию. Выполнена комплексная оценка эффективности и безопасности реабилитационных мероприятий до начала занятий АС и через 3 месяца с использованием клинико- неврологического и инструментального обследований, включая биомеханическое исследование (электроподография, видеоанализ ходьбы и стабилография). Результаты. Через 3 месяца после включения в исследование у пациентов группы 1 выявлено статистически значимое улучшение общих моторных функций по шкале GMFM-88 (р=0,0001), снижение уровня спастичности по модифицированной шкале Эшворта (р=0,0051) и улучшение мануальных способностей по шкале MACS (р=0,0431). По данным электроподографического исследования в группе 1 отмечалась положительная динамика в виде нарастания симметрии времени шага (p=0,0063), длины шага (p=0,0083) и скорости ходьбы (p=0,0409). По данным видеоанализа ходьбы, в группе 1 было выявлено статистически значимое нарастание диапазона движения в тазобедренном (p=0,0038) и коленных суставах (р=0,0076). В группе 2 не отмечалось существенного изменения показателей, за исключением выраженности спастичности по модифицированной шкале Эшворта (р=0,0180). Выявлена положительная корреляционная связь между показателями «длина шага» и «скорость ходьбы» (r=0,605, р=0,0168). Отрицательная корреляционная связь была выявлена между показателем «скорость ходьбы» и оценкой по GMFCS (r= — 0,832, р=0,0372). Зарегистрировано всего 2 нежелательных явления в исследуемой группе: острая респираторная вирусная инфекция и ушиб запястья в ходе занятия АС. Заключение. АС в дополнение к традиционным методикам медицинской реабилитации приводит к снижению спастичности, повышению подвижности суставов и контроля произвольных движений, улучшению поддержания положения тела, ходьбы и точных движений кисти, а также обладает благоприятным профилем безопасности. АС является эффективным и безопасным мотивирующим методом физической культуры, способным изменить взгляд пациента на традиционную терапию.

Ключевые слова:
детский церебральный паралич, адаптивная физкультура, адаптивное скалолазание, биомеханика, электроподография, видеоанализ ходьбы, стабилография, реабилитация, физическая реабилитация
Список литературы

1. Семёнова Е. В., Клочкова Е. В., Коршикова- Морозова А.Е., Трухачёва А. В., Заблоцкис Е. Ю. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам. Москва. Лепта книга. 2018: 584 с.

2. Heinen F., Desloovere K., Schroeder A. S., Berweck S., Borggraefe I., Campenhout A., Andersen G. L., Aydin R., Becher J. G., Bernert G., Caballero I. M., Carr L., Valayer E. C., Desiato M. T., Fairhurst C., Filipetti P., Hassink R. I., Hustedt U., Jozwiak M., Kocer S. I., Kolanowski E., Krägeloh- Mann I., Kutlay S., Mäenpää H., Mall V., McArthur P., Morel E., Papavassiliou A., Pascual- Pascual I., Pedersen S. A., Plasschaert F. S., van der Ploeg I., Remy- Neris O., Renders A., Di Rosa G., Steinlin M., Tedroff K., Valls J. V., Viehweger E., Molenaers G. The updated European Consensus 2009 on the use of Botulinum toxin for children with cerebral palsy. European Journal of Paediatric Neurology. 2010; 14(1): 45-66. https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2009.09.005

3. Korzeniewski S. J., Slaughter J., Lenski M., Haak P., Paneth N. The complex aetiology of cerebral palsy. Nature Reviews Neurology. 2018; 14(9): 528-543. https://doi.org/10.1038/s41582-018-0043-6 4. Баранов А. А., Намазова- Баранова Л.С., Кузенкова Л. М., Куренков А. Л., Клочкова О. А., Мамедъяров А. М., Каримова Х. М., Бурсагова Б. И., Вишнева Е. А. Детский церебральный паралич у детей: клинические рекомендации. Москва. Союз педиатров России. 2016: 36 с.

4. Волкова Е. А., Жуковская А. В., Кукушкина Е. А., Федорова П. С. Адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП: методические материалы.

5. Ярославль. 2016: 68 с. 6. González- Alonso M.Y., Maria Cabello A. C. Caracteristicas de los usuarios de la Asociación de Paralysis Cerebral [Characteristics of patients of the Cerebral Palsy Association]. Semergen. 2018; 44(8): 557-561. https://doi.org/10.1016/j.semerg.2018.07.003

6. Koch H. G.B., Peixoto G. O., Labronici R. H.D.D., Silva N. C.O.V., Alfi eri F. M., Portes L. A. Therapeutic climbing: a possibility of intervention for children with cerebral palsy. Acta Fisiátrica. 2015; 22(1): 35-38. https://doi.org/10.5935/0104-7795.20150008

7. Akinola B. I., Biri C. A., Odebiyi D. O. Eff ect of a 10-Week Aquatic Exercise Training Program on Gross Motor Function in Children with Spastic Cerebral Palsy. Global Pediatric Health. 2019; (6): 2333794X19857378. https://doi.org/10.1177/2333794X19857378

8. Steimer J., Weissert R. Effects of Sport Climbing on Multiple Sclerosis. Frontiers in Physiology. 2017; (8): 1021 p. https://doi.org/10.3389/fphys.2017.01021

9. Шейко Г. Е., Белова А. Н., Баландина О. В., Кавинов М. А., Оринчук В. А. Адаптивное скалолазание в реабилитации пациентов с детским церебральным параличом. Адаптивная физическая культура. 2021; 87(3): 32-35.

10. Оринчук В. А., Оринчук А. В., Иосько Н. В., Кожеков С. О. Организация соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта. Адаптивная физическая культура. 2021; 86(2): 48-50.

11. Скриплева Е. В., Андреева В. Ю. Физическая культура - часть культуры общества и личности. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018; 30(4): 141-145.

12. Frühauf A., Heußner J., Niedermeyer M., Kopp M. Expert View on Therapeutic Climbing-A Multi-Perspective, Qualitative Study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 18(7): 3535 p. https://doi.org/10.3390/ijerph18073535

13. Смолина О. Ю. Параклаймбинг - адаптивное скалолазание для детей с ОВЗ. Методические рекомендации. Тюмень. 2019: 33 с.

14. Christensen M. C., Jensen T., Voigt C. B., Nielsen J. B., Lorentzen J. To be active through indoor- climbing: an exploratory feasibility study in a group of children with cerebral palsy and typically developing children. BMC Neurology. 2017; 17(1): 112 p. https://doi.org/10.1186/s12883-017-0889-z

15. Оринчук В. А., Курникова М. В. Эффективность занятий по адаптивному скалолазанию в развитии физических качеств детей и подростков с инвалидностью. Культура физическая и здоровье. 2020; 76(4): 181-184.

16. Salavati M., Ramaekers E. A., Wanting A., Krijnen W. P., Steenbergen B., van der Schans C. P. Gross motor function in children with spastic Cerebral Palsy and Cerebral Visual Impairment: A comparison between outcomes of the original and the Cerebral Visual Impairment adapted Gross Motor Function Measure-88 (GMFM-88-CVI). Research in Developmental Disabilities. 2017; (60): 269-276. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2016.10.007

Войти или Создать
* Забыли пароль?