КОРРЕКЦИЯ ЦЕФАЛГИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА НА ЭТАПЕ САНАТОРНОГО ЛЕЧЕНИЯ: ПРОСТОЕ РАНДОМИЗИРОВАННОЕ ПРОСПЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
ВВЕДЕНИЕ. Диагностика и лечение головной боли у пациентов детского возраста имеет приоритетное медико-социальное значение, что должно учитываться, в том числе, при ее коррекции на санаторно-курортном этапе. Трудности и проблемы связаны со сложностью сбора анамнеза у детей, некорректной диагностикой, коморбидностью, необходимостью своевременной коррекции факторов риска, назначения эффективного патогенетически обоснованного лечения. ЦЕЛЬ. Определение структуры и особенностей цефалгического синдрома у пациентов детского возраста, проходящих лечение в санаторно-курортных лечебных учреждениях г. Евпатории, и определение эффективности психологической коррекции в лечении пациентов с частой головной болью напряжения при применении метода музыкотерапии. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. В результате комплексного обследования пациентов детского возраста из 513 осмотренных методом простой случайной выборки отобрано 150 пациентов с жалобами на головные боли. Совместно с психологом из общего числа пациентов после психологического тестирования отобрана подгруппа, состоящая из 30 пациентов, с частыми головными болями напряжения, которым в план лечения включена музыкотерапия. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. В структуре цефалгического синдрома выявлено превалирование головной боли напряжения, при этом у 20% наблюдалась частая эпизодическая головная боль напряжения на фоне повышенного уровня тревожности и утомляемости, существенно влияющая на качество жизни и социальное функционирование. У пациентов, прошедших коррекцию головной боли напряжения методом музыкотерапии, отмечалось улучшение показателей экстраверсии, уменьшение нейротизма, снижение показателей тревожности, утомляемости и раздражительности, снижение частоты и интенсивности головных болей. Ни у одного из пациентов в направительном диагнозе на санаторно-курортное лечение не указывался диагноз головной боли в соответствии с МКГБ-III, а диагностировались вегетососудистая дистония и другие сопутствующие заболевания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные комплексного обследования позволили обосновать патогенетически дифференцированный реабилитационный курс санаторно-курортного лечения и привели к повышению эффективности и качества лечения каждого пациента. Благодаря методу музыкотерапии осуществлена эмоциональная и психологическая коррекция, занимающая важное место в купировании цефалгического синдрома у пациентов детского возраста.

Ключевые слова:
головная боль, цефалгический синдром, детский возраст, музыкотерапия, санаторно-курортный этап лечения, мигрень, головная боль напряжения
Список литературы

1. Головачева В.А., Головачева А.А., Антоненко Л.М. Мигрень у детей и подростков: современные принципы диагностики и лечения Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021; 13(6): 111-116. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2021-6-111-116 

2. Сергеев А.В. Мигрень и головная боль напряжения у детей: основные подходы к эффективной терапии. Часть 1. Вопросы современной педиатрии. 2012; 11(5): 64-69. https://doi.org/10.15690/vsp.v11i5.430 

3. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Головные боли у детей и подростков: клинические особенности и профилактика. Вопросы современной педиатрии. 2011: 2(10): 162-169. 

4. Жмылёва П.В., Табеева Г.Р., Сергеев А.В. Детские эквиваленты мигрени. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021; 13(1): 94-100. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2021-1-94-100 

5. Oskoui M., Pringsheim T., Holler-Managan Y. et al. Practice guideline update summary: Acute treatment of migraine in children and adolescents: Report of the Guideline Development, Dissemination, and Implementation Subcommittee of the American Academy of Neurology and the American Headache Society. Neurology. 2019: 10:93(11): 487-99. https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000008095

6. Lund О., Berring-Uldum A., Colak M., Monique Debes N.M. Headache in Children and Adolescents: The Association between Screen Time and Headache within a Clinical Headache Population. Neuropediatrics. 2022; 53(04): 221-226. https://doi.org/10.1055/s-0041-1740550

7. The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition. Cephalalgia. 2018; 38(1): 1-21. https://doi.org/10.1177/0333102417738202

8. Осипова В.В., Табеева Г.Р. Первичные головные боли: диагностика, клиника, терапия. Практическое руководство. Москва. Медицинское информационное агентство. 2014. 

9. Гусева Е.И., Коновалова А.И., Скворцовой В.И. Неврология. Национальное руководство. Москва. ГЕОТАР-Медиа. 2018. 

10. Gerstl L., Tadych N., Heinen F. et al. Migraine and the development of additional psychiatric and pain disorders in the transition fr om adolescence to adulthood. Cephalalgia. 2021; 41(13): 1342-1347. https://doi.org/10.1177/03331024211021792

11. Teshamae S. Monteith, Till Sprenger. Tension Type Headache in Adolescence and Childhood: Wh ere Are We Now? Current Pain and Headache Reports, 2010; 14(6): 424-430, https://doi.org/10.1007/s11916-010-0149-z

12. Стагниева И.В., Бойко Н.В. Головная и лицевая боль при риносинусите. Медицинский вестник Юга России. 2014; (3): 55-59 

13. Осипова В.В. Первичные головные боли в практике невролога и терапевта. Москва. ГЕОТАР-Медиа. 2020. 

14. Ziplow J. The Psychiatric Comorbidities of Migraine in Children and Adolescents. Current Pain and Headache Reports. 2021: 25(11): 11916-021. https://doi.org/10.1007/s11916-021-00983-y

15. Маневич Т.М., Соколова Е.Д., Яхно Н.Н. Хронические головные боли напряжения у детей и подростков: психосоматический подход к диагностике и лечению. Боль. 2004; 1(2): 7-11. 

16. Youssef P.E., Mack K.J. Episodic and chronic migraine in children. Developmental Medicine & Child Neurology. 2020; 62(1): 34-41. https://doi.org/10.1111/dmcn.14338

17. Рачин А.П., Михайлова Е.В. Депрессивные и тревожные расстройства. Москва. ГЭОТАР-Медиа. 2010.

18. Терещенко О.Н., Koст Н.В., Медведев В.Э. Современные тенденции патогенетической терапии тревоги. Часть 2. Психиатрия. 2018; 2(78): 106- 115. https://doi.org/10.30629/2618-6667-2018-78-106-115

19. Данилов А.Б. Управление болью. Биопсихосоциальный подход. Москва. АММ ПРЕСС. 2016.

20. Shimomura H. Emotional Problems in Pediatric Headache Patients. Current Pain and Headache Reports. 2022; 26(6): 469-474. https://doi.org/10.1007/s11916-022-01045-7

21. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2001. 

22. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. Москва. Медицина. 2008. 

23. Кузнецов В.Г. Оценка уровня тревожности в рамках адаптационных парадигм у девочек с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения. Вестник физиотерапии и курортологии. 2013; (1): 22-25.

24. Голубова Т.Ф., Слюсаренко А.В., Бура Г.В. Состояние адаптационно-компенсаторных возможностей детей с психоневрологической патологией, поступающих на санаторно-курортное лечение. Вестник физиотерапии и курортологии. 2007: 13 (2): 102 c.

25. Голубова Т.Ф., Любчик В.Н., Семеняк Е.Г. Динамика функциональных и психических показателей у детей с разным уровнем вертированности в условиях Евпаторийского курорта. Вестник физиотерапии и курортологии. 2021: 2: 17-21.

26.  Oskoui M., Pringsheim T., Holler-Managan Y. et al. Pharmacologic treatment for pediatric migraine prevention. Report of the Guideline Development, Dissemination, and Implementation Subcommittee of the American Academy of Neurology and the American Headache Society. Neurology. 2020; 94(1): 50. https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000008750

27. Иванова Г.Е. Практическое применение оценочных шкал в медицинской реабилитации. Фаза 1: методические рекомендации. Москва. 2015. 

28. Кадыкова А.С., Манвелова Л.С. Тесты и шкалы в неврологии: руководство для врачей. Москва. МЕДпресс-информ. 2016.

Войти или Создать
* Забыли пароль?