ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Детская заболеваемость бронхиальной астмой является самой распространенной хронической патологией у детей. В связи с влиянием множества факторов, а также ввиду широкой распространенности на сегодняшний день проблема получает особую актуальность. Последние годы часто используемым понятием медицинской реабилитации является так называемый «мультидисциплинарный подход», заключающийся в том числе в осуществлении персонализированного подхода. Цель. Разработка комплексной адресной программы по медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой, исследование эффективности комплексной адресной программы, подобранной с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Материал и методы. Для каждого пациента, участвующего в исследовании, была разработана индивидуальная адресная программа медицинской реабилитации, в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, при учете показаний и противопоказаний, с учетом мультидисциплинарного подхода, и методами реабилитации, а именно такими как: климатотерапия, физиотерапия, спелеотерапия, ароматерапия, ингаляционная терапия, оксигенотерапия, гипокситерапия, механотерапия, психокоррекция, массаж, лечебная физкультура, фитотерапия. Пациенты методом рандомизации были разделены на три группы, без привязки к методике лечения или иному фактору. Все три группы пациентов получали базовую программу медицинской реабилитации, которая включала в себя климатотерапию, магнитотерапию, сухие углекислые ванны, спелеотерапию, лечебную физкультуру, массаж грудной клетки. Результаты. Положительные показатели клинико-лабораторных результатов и субъективных данных в результате реабилитации получены у всех пациентов из всех 3-х групп. У детей с бронхиальной астмой смешанного генеза в результате комплексного лечения отмечалось значительное улучшение. Данные результаты позволяют говорить о значительной эффективности индивидуально подобранных адресных программ медицинской реабилитации у пациентов с бронхиальной астмой. Заключение. В результате проведенной аналитической работы по результатам исследования можно сделать вывод об эффективности использования индивидуального реабилитационного комплекса процедур и лечебных методик у пациентов детского возраста с бронхиальной астмой. Проведение данных методик в комплексе улучшает состояние и самочувствие пациентов по субъективному ощущению, а также позволяет достоверно говорить об улучшении состояния по клинико-диагностическим показателям. Можно рекомендовать внедрение использования данных программ в медицинской реабилитации данной группы пациентов. Составление адресных программ для использования у пациентов детского возраста с бронхиальной астмой в анамнезе является важным звеном медицинской реабилитации, так как позволяет проводить каждому пациенту индивидуально подобранную адресную реабилитационную программу в условиях отделения медицинской реабилитации для пациентов с соматическими заболеваниями.

Ключевые слова:
медицинская реабилитация детей, стационарная реабилитация, бронхиальная астма, мультидисциплинарный подход, специализированные программы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальной проблемой настоящего времени остаётся детская заболеваемость бронхиальной астмой, которая является одной из самых распространённых хронических патологий у детей. Последние годы распространённым понятием медицинской реабилитации является «мультидисциплинарный подход», который заключается в том числе в осуществлении персонализированного подхода. В свою очередь персонализированный подход в медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой позволяет решить ряд задач: ликвидация или уменьшение клинических проявлений; уменьшение частоты и выраженности обострений; восстановление и поддержание качества жизни с переносимостью физических нагрузок; предупреждение инвалидизации пациентов [1-5]. В связи с этим разработка комплексных персонализированных программ медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой является актуальной задачей [6]. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная адресная программа медицинской реабилитации, в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, с учетом показаний и противопоказаний, с учетом мультидисциплинарного подхода следующими специалистами: педиатрами, физиотерапевтами, врачами лечебной физической культуры, медицинским психологом; и методами реабилитации: климатотерапия, физиотерапия, спелеотерапия, ароматерапия, ингаляционная терапия, оксигенотерапия, гипокситерапия, механотерапия, психокоррекция, массаж, лечебная физкультура, фитотерапия [7-9] Всем пациентам проводится клинико-лабораторное и инструментальное обследование до начала реабилитации, в период реабилитации и после окончания курса реабилитации в следующем объеме: анализ гемодинамики, функции внешнего дыхания, пульсоксиметрия, данные физикального обследования, шкала одышки MRС, шкала кашля, анкета выраженности жалоб, оценка психологического статуса. Цель. Разработка комплексной адресной программы по медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой. Материал и методы Исследование проводилось на базе отделения медицинской реабилитации для пациентов с соматическими заболеваниями ОГАУЗ «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница» в городе Иркутске, которое является удаленным филиалом больницы, расположенном на берегу Ангарского водохранилища, в чистой лесопарковой зоне, имеющем территорию 33 гектара. Было обследовано 98 пациентов (дети от 3-х до 17-ти лет) с бронхиальной астмой. Средний возраст составил 8-9 лет, из них 48% - девочки, 52% - мальчики, срок реабилитационного лечения составлял 14 дней. Перед началом лечения проводился мультидисциплинарный осмотр специалистами мультидисциплинарной бригады: врачом педиатром, врачом ЛФК, физиотерапевтом, медицинским психологом, инструктором ЛФК, массажистом. Был установлен диагноз по международной классификации болезней (МКБ) и международной классификации функционирования (МКФ). Каждому пациенту была подобрана персонализированная программа реабилитации с учетом основного диагноза, а также сопутствующей патологии по МКБ и оценка активности и участия, факторы среды, функции и структуры организма по МКФ. В результате пациенты методом рандомизации были разделены на три группы: базовая (32 чел.), основная (33 чел.) и группа сравнения (33 чел.). Три группы пациентов включали в себя пациентов с бронхиальной астмой легкой, средней, тяжелой степени тяжести в стадии полной или неполной ремиссии. Пациенты с диагнозом: бронхиальная астма, легкой степени тяжести, стадия ремиссии, ДН 0 перед началом реабилитационного лечения и исследования имели такие симптомы как свистящие хрипы, чувство заложенности в груди, одышка по шкале MRС 1 балл, кашель при физической нагрузке (по шкале оценки интенсивности кашля 3 балла (частый кашель не мешающий повседневной активности) 5-6 раз в неделю в дневное время, 2 раза в месяц в ночное время, по результатам анкеты выраженности жалоб 1 балл. С диагнозом бронхиальная астма средней степени тяжести, ремиссия или неполная ремиссия, ДН 0-1 имели такие симптомы как ежедневные свистящие хрипы, одышка шкале MRС 2 балла, чувство заложенности в груди, кашель по шкале оценки интенсивности кашля 4 балла (частый кашель, мешающий повседневной активности) при физической нагрузке в дневное время, 1 раз в неделю в ночное время, по результатам анкеты выраженности жалоб 2 балла. С диагнозом бронхиальная астма тяжелой степени тяжести, неполная ремиссия, ДН 1 имели такие симптомы как ежедневные свистящие хрипы, по одышка шкале MRС 3 балла, чувство заложенности в груди и кашель при физической нагрузке в дневное время с ограничением дневной активности, чаще 1 раза в неделю в ночное время по шкале оценки интенсивности кашля 4 балла (частый кашель, мешающий повседневной активности), по результатам анкеты выраженности жалоб 2 балла. Базовая группа состояла из 32 человек, каждый пациент получал реабилитационное лечение: климатотерапию, физиотерапию, сухие углекислые ванны, спелеотерапию, лечебную физкультуру, психокоррекцию, массаж грудной клетки. Климатотерапия - отделение реабилитации находится в уникальном месте. Уникальность обусловлена тем, что оно находится на берегу Ангарского водохранилища, в отдаленности от города на 23 км Байкальского тракта, имеет в своем составе леса 1 категории (кедры, сосны, ели, березы). Все корпуса расположены отдельно друг от друга на большом расстоянии. Имеет несколько маршрутов терренкура. Следовательно, климатотерапия является одним из основных методов реабилитации пациентов с бронхиальной астмой. Методом выбора физиотерапии для реабилитации групп пациентов с бронхиальной астмой явился метод магнитотерапии. Он заключается в лечебном воздействии на организм магнитного поля. Каждому пациенту проводилось 7-10 процедур на аппарате «Полюс-2». Первая процедура 10 минут, затем по 25 минут. Частой 25ГЦ, вторая ступень интенсивности. Сухие углекислые ванны. Каждому пациенту проводилось 7-10 процедур на аппарате «Реабокс». Углекислый газ нагревается до 38 градусов и подается в камеру под давлением 2 АТМ, где находится пациент. Продолжительность процедуры 15-20 минут [10, 11]. Спелеотерапия проводилась с помощью аппарата «Галогенератор АГГ-01». Каждому пациенту проводилось 10 процедур. Длительность процедуры 30 минут [12, 13]. Лечебная физкультура - общая продолжительность при индивидуальном методе занятий 30 минут, при групповом 45 минут. 15% занятия (4, 5, 6 минут) подготовительная часть (разминка): упражнения с возрастающей нагрузкой, начиная с мелких мышечных групп, переходя на средние и крупные мышечные группы. Каждое упражнение повторяется 6-10 раз. В подготовительную часть входят также несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное, родное дыхание, статические дыхательные упражнения).70% (21-31 минута) - основная часть. Специальные упражнения: Упражнения в расслабление. Упражнения в изменении типа дыхательных движений. Диафрагмальное, грудное и полное дыхание в покое. По мере освоения меняются исходные положения. Динамические дыхательные упражнения (дыхание согласуется с наклонами, поворотами, раскрытием грудной клетки, приседаниями). Упражнения, изменяющие структуру дыхательного цикла. Ритмичное дыхание с удлиненным выдохом. Упражнения для верхних и нижних конечностей, мышц туловища в медленном и среднем темпе с большой амплитудой. «Звуковая гимнастика». Произношение звуков на выдохе. 15% заключительная часть (заминка). Упражнения в расслаблении и растяжка основных групп мышц. Все упражнения по 6-10 повторений. Дыхательные по 2-3. При постепенном освоении до 6-8 повторений. Массаж грудной клетки- Каждому пациенту проводилось 7-10 процедур. Больной принимает положение «сидя», максимально расслабляя все мышцы. Массажист встает или садится за его спиной. Массаж начинается с поглаживания и легкого растирания спины, задней поверхности шеи, передней и боковой части грудной клетки в течение 2-3 минут. Затем в течение 8-10 минут выборочно проводится массаж мышц спины, задней поверхности шеи, межреберья и надлопаточной области. Очень хороший эффект при бронхиальной астме дает сочетание сегментарного массажа с дыхательным. Для этого массажист разводит все пальцы, кроме большого, и располагает их на межреберье. Затем, когда больной пытается через рот при плотно сжатых губах сделать выдох, он производит 5-6 толчкообразных движений от позвоночного столба к грудине, с постепенным усилением давления. Потом массажист располагает кисти рук на передней брюшной стенке больного, по которой во время выдоха проводит толчкообразные движения вверх. Дыхательный массаж выполняется по 3-4 раза. Массаж заканчивается: - поглаживанием спины и грудной клетки в течение 3-5 минут; - чередованием растирания с похлопыванием; - поколачиванием. Психокоррекция - каждому пациенту была проведена психодиагностика рисуночным методом, беседой или наблюдением за игрой. Затем проводилась психокоррекция, которая включала в себя дыхательную и двигательную методику. Курс процедур составлял 7-10. Пациенты основной группы на фоне базовой программы получали комплекс дыхательной гимнастики, выполняемый по нижеописанной методике. Проводилась в покое (сидя/лежа), начиналась с удлиненного вдоха в течение 6-8 секунд (или с постепенным увеличением до 8 секунд), затем следовала задержка дыхания на вдохе и последующий удлиненный выдох, все дыхательные действия проводились в течение 6-8 секунд, продолжительность проведения составляла 7 минут, кратность - 2 раза в сутки. Данная методика позволяет смоделировать процедуру гипергипоокситерапии у пациентов детского возраста [14]. В свою очередь группе сравнения на фоне базовой терапии проводился тренинг на аппарате Фролова. Во время занятий на тренажере дыхание (вдох и выдох) выполняется через воду, в условиях сопротивления вдоху и выдоху. ПДА, продолжительность дыхательного акта - это общее время одного дыхательного цикла (вдох и выдох). Рекомендуется постепенно увеличивать продолжительность дыхательного акта, увеличивая длительность выдоха. В первые дни тренировок продолжительность дыхательного акта, ПДА, составляет 5-10 секунд. В процессе тренировок постепенно увеличивается время занятия с 5-10 минут (в первые дни). Постепенно, по мере тренированности организма, объем воды в тренажере можно увеличивать, от 10-18 мл (в начале занятий) до 20-30 мл. Во время занятий на тренажере рекомендуется выполнять диафрагмальное дыхание. Данной методике пациенты за курс реабилитации обучаются после чего рекомендовано продолжить тренировки в домашних условиях. Результаты При сопоставлении исходных данных при поступлении и после прохождения курса по разработанной комплексной адресной программе медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой, подобранной с учетом индивидуальных особенностей ребенка в итоге определено, что у пациентов, получавших специальный комплекс дыхательной гимнастики на фоне базовой терапии, имели положительную динамику показатели, характеризующие функциональное состояние кардиореспираторной системы, а именно: систолического артериального давления с 109 [103,5;117] до 116 [110;121,5] мм.рт.ст. (p<0,05 по критерию Вилкоксона), диастолического артериального давления с 72[68,5;75,5] по 75[73;79] мм.рт.ст. (p<0,05 по критерию Вилкоксона), а также результаты измерения частоты дыхания с 20[17;24] по 19[17,5;21,5] (p<0,05 по критерию Вилкоксона). Кроме этого, положительную динамику имели показатели пикфлоуметрии и пульсоксиметрии 245[207,5;377,5] 99[95,5;99] в начале лечения и 470[330;515] 99[98;99] в конце лечения соответственно. Что доказывает благоприятное влияние комплексной программы на динамику развития бронхиальной астмы (табл. 1). Таблица 1. Динамика показателей функционального состояния кардиореспираторной системы у пациентов, получавших базовую программу (n=33) Table 1. Dynamics of indicators of the functional state of the cardiorespiratory system in patients receiving the basic program (n=33) Параметры / Parameters До / Before После / After p SpO2, % 99[95,5;99] 99[98;99] ,011 Ад систолическое / Blood pressure systolic 109[103,5;117] 116[110;121,5] ,000 Ад диастолическое / Blood pressure diastolic 72[68,5;75,5] 75[73;79] ,000 Частота дыхания / Respiratory rate 20[17;24] 19[17,5;21,5] ,018 Показатели пикфлоуметрии / Peak flowmetry indicators 245[207,5;377,5] 470[330;515] ,000 В свою очередь в группе пациентов с бронхиальной астмой, которые получали программу лечения, содержащую тренинг на аппарате Фролова на фоне базовой программы медицинской реабилитации, положительную динамику имели гемодинамические показатели, а именно систолическое артериальное давление и диастолическое артериальное давление 114 [108,5;119] и 72 [70;76] мм. рт. ст. в начале обследования пациентов и 115 [112;121] и 76 [74;78] мм.рт.ст. по завершению исследования соответственно (p<0,05 по критерию Вилкоксона). Также положительную динамику имели показатели Пикфлоуметрии с 350 [175;372,5] по 400 [280;420], что также говорит о положительном влиянии на функционального состояния дыхательной системы, при этом аналогичный показатель в группе, получавших комплексную программу, состоящую из дыхательной гимнастики, имел более выраженную динамику (табл. 2). Таблица 2. Динамика показателей функционального состояния кардиореспираторной системы у пациентов, получавших тренинг на аппарате Фролова на фоне базовой программы медицинской реабилитации (n=33) Table 2. Dynamics of indicators of the functional state of the cardiorespiratory system in patients who received training on the Frolov apparatus against the background of the basic program of medical rehabilitation (n=33) Параметры / Parameters До / Before После / After P Пульсоксиметрия / Pulse oximetry 98 [98;99] 99 [98;99] ,011 Ад систолическое / Blood pressure systolic 114 [108,5;119] 115 [112;121] ,000 Ад диастолическое / Blood pressure diastolic 72 [70;76] 76 [74;78] ,000 Частота дыхания / Respiratory rate 19 [18;21] 19 [18;20] ,518 Показатели пикфлоуметрии / Peak flowmetry indicators 350 [175;372,5] 400 [280;420] ,000 В свою очередь в группе пациентов с бронхиальной астмой, которые получали программу лечения, содержащую комплекс дыхательной гимнастики на фоне базовой программы медицинской реабилитации, положительную динамику имели гемодинамические показатели, а именно систолическое артериальное давление и диастолическое артериальное давление 120 [115;128] и 78 [74;84] мм. рт. ст. в начале обследования пациентов и 118 [112;122] и 75 [70;80] мм.рт.ст. по завершению исследования соответственно (p<0,05 по критерию Вилкоксона). Также положительную динамику имели показатели Пикфлоуметрии с 350 [227;370] по 380 [290;395,5], что также говорит о положительном влиянии на функционального состояния дыхательной системы, при этом аналогичный показатель в группе, получавших комплексную программу, состоящую из дыхательной гимнастики, имел более выраженную динамику (табл. 3). Таблица 3. Динамика показателей функционального состояния кардиореспираторной системы у пациентов, получавших комплекс дыхательной гимнастики на фоне базовой программы медицинской реабилитации (n=33) Table 3. Dynamics of indicators of the functional state of the cardiorespiratory system in patients who received a complex of respiratory gymnastics against the background of the basic program of medical rehabilitation (n=33) Параметры / Parameters До / Before После / After P Пульсоксиметрия / Pulse oximetry 99[98;99] 98[95;99] ,004 Ад систолическое / Blood pressure systolic 120[115;128] 118[112;122] ,015 Ад диастолическое / Blood pressure diastolic 78[74;84] 75[70;80] ,000 Частота дыхания / Respiratory rate 18[17;20] 18[17;23] ,588 Показатели пикфлоуметрии / Peak flowmetry indicators 350[227;370] 380[290;395,5] ,064 Также у пациентов с диагнозом: бронхиальная астма, легкой степени тяжести, стадия ремиссии, ДН 0 по окончанию реабилитационного лечения исчезли такие симптомы как свистящие хрипы, чувство заложенности в груди, одышка по шкале MRС составила 0 баллов, кашель при физической нагрузке (по шкале оценки интенсивности кашля 2 балла 3-4 раза в неделю в дневное время, 1 раза в месяц в ночное время, по результатам анкеты выраженности жалоб 1 балл. С диагнозом бронхиальная астма средней степени тяжести, ремиссия или неполная ремиссия, ДН 0-1 получили следующие результаты: свистящие хрипы 2-3 раза в неделю, одышка шкале MRС 1 балл, чувство заложенности в груди менее значительное, кашель по шкале оценки интенсивности кашля 3 балла при физической нагрузке в дневное время, 1 раз в неделю в ночное время, по результатам анкеты выраженности жалоб 2 балла. С диагнозом бронхиальная астма тяжелой степени тяжести, неполная ремиссия, ДН 1 получили изменение симптомов свистящие хрипы до 1 раза в неделю, одышка шкале MRС 2 балла, чувство заложенности в груди и кашель при физической нагрузке в дневное время с ограничением дневной активности, менее 1 раза в неделю в ночное время по шкале оценки интенсивности кашля 3 балла, по результатам анкеты выраженности жалоб 2 балла. Положительные показатели клинико-лабораторных результатов и субъективных данных в результате реабилитации получены у всех пациентов 3 групп. У детей с БА смешанного генеза в результате комплексного лечения отмечалось значительное улучшение. Обсуждение Результаты статистического анализа позволяют говорить о том, что разработка индивидуальных адресных программ медицинской реабилитации с учетом мультидисциплинарного подхода и методов реабилитации являются эффективной системой реабилитации для детей с бронхиальной астмой. Методы статистической обработки результатов исследования Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS 22, а также компьютерной программы Microsoft Office Excel 2016. При этом использовались методы математической статистики с расчетом следующих показателей: медиана, квартили, минимальные и максимальные значения. Для сравнения двух независимых выборок применяли U-критерий Манна-Уитни, кроме этого, в случае сравнения 3 групп между собой использовались критерий Краскела-Уоллиса и критерий 𝑥2. Оценка динамики показателей проводилась по критериям Вилкоксона (p<0,05). Заключение Анализ результатов, полученных при инновационных методах междисциплинарного подхода медицинской реабилитации у детей с бронхиальной астмой показывает, что эти методы являются важным звеном медицинской реабилитации, так как позволяют каждому пациенту оказывать адресную реабилитационную программу, способствуя выработке высокого уровня приспособительных реакций, повышению неспецифической резистентности организма, удлинению ремиссий, урежению обострений заболевания посредством десенсибилизирующего, иммуностимулирующего, противовоспалительного, бронхолитического и бронходренажного эффектов в условиях отделения медицинской реабилитации для пациентов с соматическими заболеваниями [15]. Соответственно, использование данных методик может благоприятно воздействовать на состояние пациента, а разработка адресных реабилитационных программ для детей с бронхиальной астмой, находящихся на лечении в отделениях медицинской реабилитации, может стать перспективным направлением. Следует также уделять внимание индивидуальному характеру применяемых программ и методик с учетом особенностей организма и течения заболевания у каждого отдельно взятого пациента.
Список литературы

1. Хан М.А., Погонченкова И.В. Современные проблемы и перспективные направления развития детской курортологии и санаторно-курортного лечения. Вестник восстановительной медицины. 2018; 3(85): 2-7.

2. Lezmi G., Lejeune S., Pin I., Blanchon S., Bouazza N., Jolaine V., Marguet C., Houdoin V., Berger P., Fayon M., Dubus J.-C., Reix P. Factors Associated with Asthma Severity in Children: Data from the French COBRAPed Cohort. Journal of Allergy and Clinical Immunology: in practice. 2021; 9(5): 1969-1979. https://doi.org/10.1016/j.jaip.2020.12.027

3. Elnaggar R.K., Shendy M.A. Efficacy of noninvasive respiratory techniques in the treatment of children with bronchial asthma: a randomized controlled trial. Bulletin of Faculty of Physical Therapy. 2016; 21(1): 1-10. https://doi.org/10.4103/1110-6611.188025

4. Никитин М.В., Чукина И.М. Санаторно-курортный этап медицинской реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016; 2(93): 117 c.

5. Яковлев М.Ю., Амбражук И.И., Лутфуллин М.Ф. Этапы развития медицинской профилактики в отечественном здравоохранении. Здравоохранение Чувашии. 2020; (2): 29-40. https://doi.org/10.25589/GIDUV.2020.67.58.001

6. Рахманин Ю.А., Бобровницкий И.П., Нагорнев С.Н., Яковлев М.Ю. Медицина окружающей среды как методологическая основа организации санаторно-курортного лечения пациентов с экологически детерминированной патологией. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017; 94(2): 124 c.

7. Лян Н.А., Хан М.А., Филатова Т.А., Уянаева А.И. Оптимизация программ медицинской реабилитации детей с бронхиальной астмой. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020; 65(4): 304-305.

8. Лян Н.А., Вахова Е.Л., Микитченко Н.А. Чукина И.М. Физикофармакологические технологии медицинской реабилитации детей с заболеваниями верхних дыхательных путей. Вестник восстановительной медицины. 2015; 6(70): 57-61.

9. Elnaggar R.K., Shendy M.A., Elfakharany M.S. Effect of 8 Weeks of Incremental Aerobic Training on Inflammatory Mediators, Cardiorespiratory Indices, and Functional Capacity in Obese Children with Bronchial Asthma. Pediatric Exercise Science. 2021; (33): 23-31. https://doi.org/10.1123/pes.2020-0076

10. Никитюк Ю.В., Хан М.А., Микитченко Н.А., Иванова И.И., Дедурина А.В. Применение сухих углекислых ванн в медицинской реабилитации детей с различными заболеваниями. Вестник восстановительной медицины. 2020; 4(98): 62-70. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-98-4-62-70

11. Поберская В.А. Расширение методических аспектов применения углекислых ванн у взрослого и детского контингента больных. Вестник восстановительной медицины. 2018; 3(85): 91-96.

12. Лян Н.А., Микитченко Н.А., Ковальчук Л.В. Санаторно-курортный этап медицинской реабилитации детей с аллергическими заболеваниями. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2016; 93(2): 97 c.

13. Корчажкина Н.Б., Хан М.А., Червинская А.В., Микитченко Н.А., Лян Н.А. Сочетанные методы галотерапии в медицинской реабилитации детей с заболеваниями органов дыхания. Вестник восстановительной медицины. 2018; 3(85): 58-62.

14. Красавина Е.С., Алексеева С.И. Физическая реабилитация детей 6-9 лет с бронхиальной астмой средствами адаптивной физической культуры. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018; 3(1): 58-62.

15. Салтыкова М.М., Банченко А.Д. Оценка риска воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения. Российский журнал восстановительной медицины. 2019; (4): 67-81.

Войти или Создать
* Забыли пароль?