Текст (PDF):
Читать
Скачать
COVID-19 (Coronavirus disease 2019) представляет собой острое инфекционное заболевание, вызываемое новым штаммом коронавируса SARS CoV-2. Первая вспышка данной инфекции была зарегистрирована в городе Ухань (провинция Хубэй), где впервые был обнаружен этот возбудитель в конце 2019 года [1-7]. Быстрое и глобальное распространение инфекции, вызываемой новым коронавирусом, привело к началу пандемии COVID-19, объявленной Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 г. Принимая во внимание роль, которую играют дети в распространении заболевания, особое внимание необходимо уделять именно этому контингенту пациентов [1-7]. Пути передачи возбудителя в детской популяции не отличаются от взрослой и включают воздушно-капельный, контактно-бытовой, фекально-оральный способы. Инкубационный период у детей, как и у взрослых составляет 4-6 дней (с разбросом от 1 до 14 дней и более) [1-7]. Популяционные исследования показали, что в структуре пациентов, инфицированных новым штаммом коронавируса SARS-CoV-2, дети составляют не более 10%, а в возрастной структуре диагностированных клинических случаев COVID-19 удельный вес детей не превышает 1-5%. Согласно данным современной литературы, заболевание в детском возрасте протекает легче, с менее выраженной клинической симптоматикой. Пациенты этой возрастной группы реже нуждаются в госпитализации, что, однако, не исключает вариантов тяжёлого течения болезни [1-7]. В клинической картине манифестных форм COVID-19 у детей преобладают лихорадка и респираторные симптомы, наблюдаются проявления интоксикации в виде миалгии, тошноты, слабости. В ряде случаев отмечается заложенность носа, в сочетании с симптомами аносмии. В детской популяции частыми симптомами новой коронавирусной инфекции являются признаки поражения желудочно-кишечного тракта, характеризующиеся болью в животе, диареей, рвотой. Выздоровление у детей происходит через 1-2 недели. Современные данные литературы свидетельствуют о том, что в очагах инфекции дети болели реже, у них преобладали бессимптомные и лёгкие формы, и значительно реже встречались осложнения и неблагоприятные исходы [1-7]. При этом в госпитализации в стационар нуждались не более 10% детей. Наиболее часто в детской популяции COVID-19 проявляется в виде: острой респираторной вирусной инфекции лёгкого течения; пневмонии без дыхательной недостаточности; пневмонии с острой дыхательной недостаточностью (ОДН); острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС); мультисистемного воспалительного синдрома (МВС) у детей, связанного с SARS-CoV-2, протекающего с симптоматикой неполного синдрома Кавасаки, а также гемофагоцитарным лимфогистиоцитозом/синдромом активации макрофагов/гемофагоцитарным синдромом (ГФС) [1, 5-7]. Результаты и обсуждение Современные литературные данные и опыт наблюдения за детьми, перенёсшими COVID-19, показали, что в медицинской реабилитации нуждаются все дети, в том числе, перенёсшие заболевание в бессимптомной или лёгкой форме. Дети, перенёсшие заболевание в тяжёлой и крайне тяжёлой форме, особенно пациенты с дыхательной недостаточностью, признаками полиорганной недостаточности, энцефалопатии, сердечной недостаточностью, нарушением свёртываемости крови, острой почечной недостаточностью требуют особого подхода при проведении реабилитационных мероприятий [8-10]. Данные о возможности поражения и нарушения функционального состояния не только органов дыхания, но и других систем организма определяют необходимость проведения этапной медицинской реабилитации таких детей [8]. Медицинская реабилитация детей после перенесённой новой коронавирусной инфекции COVID-19 на всех этапах медицинской реабилитации проводится специалистами мультидисциплинарной реабилитационной команды (МРК), включающей педиатра, врача-физиотерапевта, врача ЛФК, врача по медицинской реабилитации, рефлексотерапевта, медицинского психолога, логопеда, инструктора-методиста и др. [8-10]. Специалисты мультидисциплинарной реабилитационной команды составляют индивидуальную программу медицинской реабилитации (ИПМР), определяют цель и задачи курса реабилитации, принимают решение о допуске к физическим нагрузкам с учетом функционального состояния организма ребёнка, обозначают спектр лекарственных и немедикаментозных технологий и объем реабилитационных мероприятий. В реабилитационном процессе широко применяются методы физиотерапии, бальнео-пелоидотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии др. В настоящее время медицинская реабилитация детей с различными заболеваниями осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.10.2019 г. № 878н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации детей» в 3 этапа [8-10]. Реабилитационные мероприятия начинаются уже на I этапе медицинской реабилитации в стационарном инфекционном отделении, по показаниям в ОРИТ, куда направляются дети с COVID-19 [9, 10]. В отделении реанимации и интенсивной терапии (I этап) медицинская реабилитация проводится детям с тяжелым течением COVID-19 в острый период заболевания до стабилизации жизненно-важных функций, уменьшения дыхательной недостаточности. обязательным условием является использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) при осуществлении реабилитационных мероприятий. Целью медицинской реабилитации детей с COVID-19 в ОРИТ является профилактика осложнений со стороны дыхательной системы (застойных явлений в легких, ателектазов, плевральных спаек, фиброзирования легочной ткани), проблем при отлучении от ИВЛ (респираторная реабилитация); вторичных нарушений, вызванных инфекцией и вынужденным гипостатическим положением (поддержание энергетического баланса в организме, вторичных осложнений (пролежней, контрактур, спастичности, тромбозов глубоких вен, мышечной атрофии, саркопении); синдрома системной воспалительной реакции (ССВР). Задачами медицинской реабилитации детей с COVID-19 в ОРИТ являются: улучшение оксигенации и вентиляции легких; увеличение проходимости дыхательных путей; нормализация тканевого метаболизма; иммунокорригирующее и гипокоагулирующее действие; детоксикация; трофико-регенераторное действие; коррекция энергетического дефицита; коррекция гравитациоиного градиента; борьба с постэкстубационной дисфагией; создание условий для формирования экономичного акта дыхания; коррекция когнитивных нарушений и психоэмоционального статуса [9, 10]. Ранняя реабилитация осуществляется с помощью широкого спектра технических средств, к числу которых относятся прикроватные тренажеры-мотомеды, вертикализаторы для плавного перевода тяжелого пациента в вертикальное положение, аппаратная физиотерапия для стимуляции дыхательных мышц и диафрагмы для ускорения перевода с ИВЛ на самостоятельное дыхание. Реабилитационные мероприятия немедленно прекращаются при развитии стоп-сигналов: температура тела выше 38°С, SрО2 <93% на кислородной терапии, дестабилизация витальных показателей, появление аритмии, развитие шока, снижение уровня сознания [1, 2]. Особое значение в комплексе реабилитационных мероприятий у детей с COVID-19 имеет психологическая реабилитация. Психоэмоциональные нарушения у детей в период пандемии характеризуются эмоциональными расстройствами в виде и депрессии, тревожности, мнительности, часто наблюдаются нарушения когнитивных процессов, поведения, социального взаимодействия, нарушаются детско-родительские взаимоотношения [11, 12]. Наиболее высокий риск возникновения психологических нарушений отмечается у дошкольников, находящихся в стационаре без сопровождения родителей, у пациентов с трудностями адаптации к новым социальным условиям, при повышенной тревожности, наличии психосоматических реакций, а также у детей, ранее наблюдающихся психиатром или психоневрологом с различным спектром психических расстройств. Психологическая работа с ребёнком на данном этапе направлена не только на улучшение эмоционального состояния пациента, но и на мотивацию его к выполнению упражнений лечебной и дыхательной гимнастики. Важно отметить, что при тяжелом течении новой коронавирусной инфекции формируется порочный круг, когда ослабленный ребенок, испытывает сложности во время занятий с реабилитологом, что обуславливает формирование мышечной гипо- и атонии, которая в большей степени усугубляет состояние больного. После стабилизации состояния ребёнок с COVID-19 переводится в специализированное отделение круглосуточного стационара [9, 10]. Цель медицинской реабилитации детей с COVID-19 в специализированном отделении круглосуточного стационара: восстановление функций бронхолегочной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы, устранение трофических, метаболических, нейромышечных, вегетативных, психических расстройств, когнитивной недостаточности. Задачи медицинской реабилитации детей с COVID-19 в специализированном отделении круглосуточного стационара: улучшение оксигенации и вентиляции легких, увеличение проходимости дыхательных путей, регресс обратимых процессов и стабилизация необратимых, коррекция мышечной слабости, обеспечение нутритивной поддержки, повышение общей физической выносливости пациентов, коррекция психоэмоционального статуса. На II этап медицинской реабилитации в стационарное отделение медицинской реабилитации направляют детей, перенесших COVID-19, имеющих тяжелые, среднетяжелые и умеренные нарушения функций. Показаниями для II этапа медицинской реабилитации детей, перенесших COVID-19 являются: дети с тяжелым или среднетяжелым состоянием, требующие круглосуточного наблюдения, с тяжелыми и умеренными нарушениями функций, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) тяжелых или среднетяжелых сопутствующих заболеваний в стадии ремиссии; дети со среднетяжелым состоянием, требующие круглосуточного наблюдения, с умеренными нарушениями функций, в стадии ремиссии, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний в стадии ремиссии. Медицинская реабилитация детей на II этапе осуществляется специалистами мультидисциплинарной реабилитационной команды (МРК) специализированных отделений медицинской реабилитации для детей [9, 10]. На этом этапе формируется индивидуальная программа медицинской реабилитации (ИПР), включающая подбор индивидуального комплекса реабилитационных мероприятий с проведением оценки реабилитационного статуса ребенка в динамике с учетом заключений специалистов МРК. Задачи II этапа медицинской реабилитации детей с COVID-19: улучшение вентиляции легких и газообмена, дренажной функции бронхов; стимуляция дыхательных мышц; улучшение микроциркуляции и лимфооттока; разрешение воспалительных изменений; профилактика развития фиброза, формирования или устранения уже сформированных плевральных спаек; нормализация кровообращения; восстановление толерантности к физической нагрузке; повышение психологической устойчивости к неблагоприятным действиям COVID-19. Специалисты МРК разрабатывают индивидуальный план реабилитационной программы включающий дыхательную гимнастику с применением респираторных тренажеров, массаж, физиотерапию, гипербарическую оксигенацию, рефлексотерапию психо- и диетотерапию и т.д. В отличие от классической дыхательной гимнастики основной комплекс упражнений после COVID-19 должен быть направлен в первую очередь на улучшение вентиляционной функции легких за счет увеличения мобильности грудной клетки, прироста экскурсии диафрагмы, а также укрепления дыхательной мускулатуры. После окончания курса медицинской реабилитации детей с COVID-19 проводится оценка эффективности реабилитационных мероприятий на II этапе [9, 10]. Выписку ребенка из стационара следует проводить при полной стабилизации состояния, нормализации температуры, купирования симптомов дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Реабилитационные мероприятия на III этапе медицинской реабилитации могут осуществляться в дневном стационаре, находящемся, в том числе в структуре санаторно-курортного учреждения и в амбулаторных условиях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. На III этап медицинской реабилитации в условиях дневного стационара и в амбулаторных условиях медицинских организаций направляются дети с COVID-19, имеющие умеренные или легкие нарушения функций [9, 10]. Показания для III этапа медицинской реабилитации детей, перенесших COVID-19: дети с инфекцией SARS-CoV-2 осложненной пневмонией, период реконвалесценции; дети с COVID-19, не осложненной пневмонией, но имеющие умеренные или легкие нарушения функции/функций. Целью медицинской реабилитации на III этапе является максимальное восстановление нарушенных функций органов дыхания и других систем организма, повышение толерантности к физической нагрузке, коррекция психоэмоциональных нарушений [9, 10]. При поступлении на III этап медицинской реабилитации проводится оценка клинического состояния ребенка, морфологических параметров, результатов лабораторных и функциональных методов исследования, психоэмоционального состояния ребенка. На различных этапах медицинской реабилитации детей, перенесших COVID-19, в соответствии с ИПМР реабилитационные мероприятия проводятся с участием специалистов мультидисциплинарной реабилитационной команды [8-10]. Согласно данным современной литературы, новая коронавирусная инфекция COVID-19 вызывает в первую очередь повреждение респираторного тракта [3-7, 13]. Медицинская реабилитация детей с заболеваниями бронхолегочной системы, ассоциированными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 осуществляется в соответствии с универсальными принципами: раннее начало, комплексный характер и непрерывность реабилитационных мероприятий, индивидуализация [8]. К числу основных задач программ медицинской реабилитации таких пациентов относятся: тренировка компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой и респираторной систем, повышение толерантности к физическим нагрузкам, снижение количества обострений бронхолёгочного процесса, профилактика фиброзирования легочной ткани, повышение качества жизни [8-10]. В комплексной медицинской реабилитации для коррекции бронхообструктивного синдрома применяется различные технологии аппаратной физиотерапии: ингаляционная терапия муколитиками, бронхолитиками, галотерапия [8,10,13-16]. Ультразвуковая терапия, оказывающая рассасывающее действие на фиброзную ткань и направленная на уменьшение спаечного процесса; низкоинтенсивное лазерное излучение, обладающее детоксикационным действием, с целью улучшения микроциркуляции, уменьшения длительности интерстициального отека, иммунокоррекции; низкочастотная магнитотерапия, активирующая локальный кровоток, уменьшающая отек легочной ткани, стимулирующая лимфодренаж, улучшающая микроциркуляцию, повышающая уровень оксигенации и трофики тканей; электромагнитное поле сверхвысокой частоты дециметрового диапазона, обладающее выраженным противовоспалительным, бронхолитическим и трофическим действием; импульсное низкочастотное электростатическое поле (ИНЭСП), оказывающее противоотёчное, спазмолитическое и противовоспалительное действие; УВЧ-индуктотермия и индуктотермия, обладающие выраженным противовоспалительным, рассасывающим, бактериостатическим действием; синусоидальные модулированные токи с целью улучшения дренажной функции бронхов [14, 15]. Широко применяется лекарственный электрофорез для дальнейшего рассасывания бронхолегочного процесса. При этом йод-электрофорез способствует разрыхлению соединительной ткани, медь-электрофорез оказывает рассасывающее действие, стимулирует кроветворную систему, электрофорез с никотиновой кислотой - выраженное сосудорасширяющее действие, гепарин-электрофорез обладает противовоспалительным действием, магний и эуфиллин-электрофорез оказывают бронхолитическое действие, кальций-электрофорез - стабилизирует клеточные мембраны [14, 15]. В медицинскую реабилитацию детей, перенесших COVID-19, включают поляризованный свет. Этотфизический фактор способствует повышению синтеза АТФ, активности клеточных ферментов, стимулирует обменно-трофические процессы в респираторном тракте, уменьшает активность воспаления [8, 14, 15, 17]. К числу новых технологий физиотерапии относится селективная хромотерапия. Ранее проведёнными исследованиями показано, что излучение зеленого спектра обладает трофикостимулирующим, вегетокорригирующим и противовоспалительным действием, синий спектр характеризуется выраженным противовоспалительным, бактерицидным, спазмолитическим и седативным эффектом [14, 15]. Важным является применение оздоровительных технологий: аэроионотерапия улучшает дренажную функцию бронхов вследствие активации мукоцилиарного клиренса, повышения активности мерцательного эпителия, ускорения эвкуации мокроты из респираторного тракта; аромафитотерапия позволяет оказывать антиоксидантное, противомикробное, противовирусное, иммуномодулирующее действие [14, 15, 18]. В медицинской реабилитации детей, перенесших COVID-19, осложненный пневмонией, нашли свое применение различные методы гидро- и бальнеотерапии [14, 15]: Хлоридные натриевые ванны, оказывающие регулирующее влияние на функциональное состояние ЦНС, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, стимулирующее действие на неспецифическую иммунологическую реактивность; углекислые ванны (водные и сухие), оказывающие благоприятное действие на функцию органов дыхания, сердечно-сосудистой систем, способствующие уменьшению гипоксемии, повышающие толерантность к гиперкапнии. Щадящим методом бальнеотерапии являются сухие углекислые ванны, вызывающие синтез биологически активных веществ, активирующие окислительно-восстановительные процессы, обеспечивающие выраженный противовоспалительный эффекты, благоприятные изменения иммунологических показателей, улучшающие газообмен, вследствие чего уменьшается компенсаторная гипервентиляция. Кислородные ванны применяются с целью улучшения газообмена, ликвидации кислородной недостаточности, улучшения функционального состояния ЦНС [14, 15]. Важную роль в медицинской реабилитации таких детей играют методы физической реабилитации. Лечебная гимнастика направлена на увеличение силы дыхательных мышц, нормализацию их эластических свойств, сниженных за время течения инфекционного процесса, восстановление толерантности к физической нагрузке, улучшение вентиляции и отхождения мокроты, тренировку мышечно-суставной чувствительности и силовой выносливости [19]. Массажные техники применяются для улучшения дренажной функции бронхов, усиления регионального крово-, лимфообращения, рассасывания воспалительной инфильтрации в легких. Медицинская реабилитация детей с заболеваниями нервной системы, ассоциированными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, направлена на: преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса (миорелаксирующие); тренировка моторных навыков; расширение функциональных возможностей пациента; облегчение самообслуживания; нивелирование двигательного дефицита (миостимулирующие и моторно-корригирующие методы); профилактика формирования контрактур, подвывихов и вывихов суставов, предотвращение или замедление прогрессирования заболевания и его осложнений (фибромодулирующие методы); коррекцию астеноневротических проявлений (седативные методы) [9]. Учитывая особенности клинической симптоматики новой коронавирусной инфекции у детей, важное место занимает медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, ассоциированными с COVID-19. К основным задачам реабилитации таких детей относятся: коррекция моторно-эвакуаторной функции толстой кишки с использованием миорелаксирующих, миостимулирующих методов и коррекция астено-вегетативных нарушений на основе широкого спектра седативных методов [9]. Санаторно-курортное лечение детей, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, проводится по окончании острого периода. Детям с тяжелым течением COVID-19 следует восстанавливаться в местных санаториях, так как при переезде в другую климатическую зону может произойти срыв адаптации и/или обострение хронических заболеваний. Целью санаторно-курортного лечения детей, перенесших COVID-19, является: активация защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики и оздоровления; восстановление и/или компенсация функций детского организма, нарушенных вследствие перенесенной инфекции COVID-19; удлинение периода ремиссии заболевания; купирование дисбиоза после антибиотикотерапии; предупреждение инвалидности ребенка вследствие перенесенного COVID-19 [8]. Показания для санаторно-курортного лечения: дети, перенесшие COVID-19 в легкой форме, могут быть направлены по окончании острого периода через 1-2 недели в санатории в климатической зоне проживания ребенка, а через 2 недели - на Черноморское побережье, Северный Кавказ. Со среднетяжелым течением заболевания по окончании острого периода через 1-2 недели дети могут быть направлены в санатории в климатической зоне проживания ребенка, а через 3-4 недели - на Черноморское побережье, Северный Кавказ. С тяжелым течением заболевания по окончании острого периода через 2-3 недели - в климатическую зону ребенка, а через 4 недели - на Черноморское побережье, Северный Кавказ. Задачами лечебных реабилитационных мероприятий, проводимых в санаторно-курортных условиях, являются: коррекция остаточных процессов в бронхолегочной системе; повышение функциональных резервов дыхательной мускулатуры; повышение толерантности ребенка к физической нагрузке; коррекция психоэмоционального состояния. При поступлении в санаторий лечащий врач оценивает состояние ребенка, перенесшего COVID-19, с анализом лабораторных (клинический анализ крови, коагулограмма, биохимический анализ крови) и инструментальных методов исследования (ЭКГ, ФВД, КТ органов грудной клетки (при наличии)). В санатории с участием специалистов МРК составляется индивидуальная программа санаторно-курортного лечения, которая учитывает клиническое состояние ребенка, функциональные резервы, основное и сопутствующие заболевания, физическое развитие ребенка, его психоэмоциональное состояние [8]. Индивидуальная программа санаторно-курортного лечения детей, перенесших COVID-19, включает: режим двигательной активности; лечебное питание (при круглосуточном пребывании); консультации врачей-специалистов (по показаниям); природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний); немедикаментозную терапию (по показаниям): ЛФК, массаж, физиотерапию, гидротерапию, рефлексотерапию, психотерапию. Наиболее обосновано включение в реабилитационный комплекс, помимо природных факторов, одного-двух методов аппаратной физиотерапии, лечебной физкультуры и массажа. Таким детям следует избегать нагрузочных комплексов вследствие возможного срыва адаптации. В условиях санатория применяют щадящий или щадяще-тренирующий режим двигательной активности, которые отличаются интенсивностью физической нагрузки на занятиях физкультурой и на прогулках, а также по времени, отводимому на обычную двигательную активность детей. Лечебное питание является одним из ведущих факторов в общем комплексе санаторно-курортного лечения при любом заболевании ребенка, в том числе у детей, перенесших COVID-19. У всех детей оценивается нутритивный статус и индекс массы тела. Большое внимание уделяется сбалансированному по макро- и нутриентному составу рациону с обязательным включением фруктов, овощей, продуктов, содержащих омега-полиненасыщенные жирные кислоты, и дотацией витамина D. Прогулки начинают с первых дней пребывания ребенка в санатории, постепенно увеличивая их продолжительность. Воздушные ванны, включающие дозированное воздействие свежего воздуха на организм полностью или частично обнаженного ребенка, являются активным методом аэротерапии и назначаются после окончания периода адаптации. Их можно принимать как самостоятельные процедуры, так и как подготовительные к купаниям, по режиму слабой и средней холодовой нагрузки. Водные процедуры (обливания, обтирания, купания в бассейне) оказывают активное влияние на состояние термоадаптационных механизмов ребенка, нормализацию их функции и тренировку, лежащую в основе закаливания детского организма. Закаливание с помощью влажных обтираний, мытья ног начинают с первых дней пребывания в санатории [10, 15]. Ландшафтотерапия также является методом курортной терапии, направленным на оздоровление детского организма воздействием красоты природы, пейзажей и лечебных прогулок. Бальнеотерапия применяется в виде природных или искусственных минеральных и газовых вод для наружного (ванны, купания) или внутреннего применения (питье лечебной воды). Пелоидотерапия является одним из активно действующих видов лечения природными факторами. В периоде реконвалесценции детям, перенесшим COVID-19, осложненный пневмонией, с целью максимального рассасывания возникающих фиброзных изменений и спаек, оказания биостимулирующего, регенераторно-трофического действия целесообразно включать в комплексное санаторно-курортное лечение иловые сульфидные грязи [10, 15]. В периоде реконвалесценции пациентам, перенесшим COVID-19, продолжают методы аппаратной физиотерапии, направленные на максимальное рассасывание возникающих фиброзных и спаечных изменений, улучшение дренажной функции бронхов, стимуляцию регенераторно-трофических процессов, иммунологической реактивности, коррекцию психологического статуса. В случае реабилитации детей после COVID-19, осложненный пневмонией, органом-мишенью будет именно дыхательная система, что определяет актуальность восстановления её нормальной функции. Для этой цели применяется дыхательная гимнастика, а также упражнения на крупные группы мышц для восстановления кровотока и повышения толерантности к физической нагрузке после перенесенной вирусной инфекции. Задачами ЛФК на санаторном этапе являются: восстановление функции внешнего дыхания; содействие рассасыванию воспалительных образований в легких; восстановление функции сердечно-сосудистой системы; коррекция возникших в процессе заболевания деформаций грудной клетки и позвоночника; повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды; повышение общей работоспособности организма; развитие и совершенствование двигательных навыков [19]. К специальным задачам ЛФК относятся: восстановление правильной механики дыхания, улучшение бронхиальной проводимости, обеспечение отделения мокроты и ее выведение, увеличение экскурсии диафрагмы, увеличение подвижности грудной клетки. В санаториях широко используют такие формы ЛФК, как терренкур, ближний туризм. Ходьба способствует укреплению мускулатуры, в том числе дыхательной, уменьшению субъективного компонента одышки, активации дренажа бронхиального дерева, усилению лимфо- и кровотока. В санатории детям с COVID-19, реконвалесцентам пневмонии, показан массаж грудной клетки классический, сегментарный с использованием всех приемов. В условиях санатория проводится коррекция психологических реакций, учитывая, что психогенные расстройства у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых, и имеют более выраженный соматический характер, обусловленный несовершенной регуляцией вегетативных функций, при этом фиксация симптомов осуществляется за счет условно-рефлекторного механизма. После окончания курса медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей, перенесших COVID-19, проводится контроль эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Критериями оценки эффективности медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, являются [8]: - Тесты оценки системы дыхания: пульсоксиметрия; гипоксические тесты (проба Штанге - функциональная нагрузка с задержкой дыхания на вдохе; проба Генче - функциональная нагрузка с задержкой дыхания на выдохе). - Тесты оценки сердечно-сосудистой системы: тредмил-тест 6-минутный (Шкала Борга - позволяет определить толерантность к физической нагрузке, то есть выносливость пациента при выполнении субмаксимальной нагрузки); тест Руфье (оценивает реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку). - Тесты оценки костно-мышечной системы: функциональные мышечные тесты, позволяющие определить выносливость к длительной статической нагрузке; для мышц спины оценивается время, в течение которого пациент в положении «Лежа на животе» может удерживать приподнятыми плечевой пояс и ноги одновременно; для мышц живота оценивается время, в течение которого пациент в положении «Лежа на спине», может удерживать ноги под углом 45 градусов над горизонтальной поверхностью. - Психологические тесты. Родители ребенка: опросники, касающиеся состояния ребенка: перечень педиатрических симптомов (PSC-17). Дети среднего и старшего школьного возраста: МоСА test - Монреальская шкала оценки когнитивных функций, HADS - Hospital Anxiety and Depression Scale - Госпитальная шкала тревоги и депрессии, тест Люшера, детский опросник Шмишека. Дошкольники и младшие школьники: тест Люшера, проективная методика рисуночным тестом «Человек под дождем». Заключение Таким образом, современные литературные данные и опыт наблюдения за детьми, перенёсшими COVID-19, показали, что в медицинской реабилитации нуждаются все дети, в том числе, перенёсшие заболевание в бессимптомной или легкой форме. Возможность повреждения и нарушения функционального состояния не только органов дыхания, но и других систем детского организма обосновывают необходимость проведения комплексных реабилитационных мероприятий у таких пациентов. В настоящее время определены принципы и этапы медицинской реабилитации детей, перенесших COVID-19. Медицинская реабилитация детей после перенесенной новой коронавирусной инфекции на всех этапах проводится специалистами мультидисциплинарной реабилитационной команды, в состав которой входят педиатр, врач-физиотерапевт, врач ЛФК, врач по медицинской реабилитации, рефлексотерапевт, медицинский психолог, логопед, инструктора-методист и др. В реабилитационном процессе широко применяются методы физиотерапи, бальнео-пелоидотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии др. Важную роль играет санаторно-курортное лечение детей, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19. В настоящее время разработаны критерии оценки эффективности реабилитационных мероприятий таких пациентов.