Текст (PDF):
Читать
Скачать
Пандемия коронавируса привела к огромному количеству неожиданных сложностей и заставила во многом перестроить медицинскую систему [1, 2, 3]. Совершенно естественно, что большинство проблем возникло в организации системы неотложной медицины, но система реабилитации также вынуждена была адаптироваться, в срочном режиме [4, 5]. Следует отметить, что в первую очередь пришлось решать чисто организационные проблемы, возникшие в результате пандемии в принципе, вне связи с профессиональными аспектами особенностей реабилитации COVID-19 [6, 7]. Только по прошествии некоторого времени стало понятно, что коронавирусная инфекция приводит в высоком проценте случаев к существенному снижению качества жизни и, соответственно, к необходимости проведения медицинской реабилитации [8, 9]. Стремительно развивающаяся ситуация потребовала разработки специфических подходов и технологий, а также адаптации отработанных и ежедневно используемых, для предоставления оптимального уровня реабилитации огромному количеству пациентов, выживших после коронавируса [10, 11]. Несмотря на то, что анализ эффективности отдельных организационных и профессиональных адаптационных изменений потребует времени, представление и обсуждение опыта на муниципальном, региональном и национальном уровне является важной задачей [12, 13]. Такой обмен опытом позволит оптимизировать реабилитационную помощь и эффективно организовать помощь при различных типах повреждений после коронавирусной инфекции [14, 15]. Данная статья представляет и анализирует результаты региональной организации системы медицинской реабилитации на юге Израиля в условиях пандемии COVID 19. Реабилитационное лечение в Израиле входит в корзину обязательной медицинской помощи и предоставляется больничными кассами всем без исключения нуждающимся гражданам [16, 17]. Общественный характер финансирования всех видов реабилитации стимулировал отработку больничными кассами оптимальных методик и форм профессиональной помощи, в том числе пациентам после коронавирусной инфекции [18]. Позитивным моментом в данном случае является и абсолютная ответственность кассы за амбулаторную систему реабилитации, наиболее подходящую большинству пациентов после COVID-19 [19]. Больничная касса «Клалит» функционирует на юге Израиля в формате единого регионального реабилитационного пространства. Это позволило объединить усилия профессиональной команды медицинского университетского центра «Сорока» и Южного департамента кассы в создании единой системы оказания реабилитационной помощи после коронавируса. Цель. Обобщить и представить накопленный за период пандемии региональный опыт организации службы реабилитации пациентов. Материалы и методы. Организационный опыт, накопленный за год работы реабилитационного регионального пространства Южного департамента больничной кассы «Клалит» в условиях коронавирусной эпидемии обобщен, проанализирован и представлен в статье. Результаты Анализ особенностей, привнесённых в работу региональной системы реабилитации коронавирусным кризисом. 1. Заниженное понимание важности медицинской реабилитации. С первых дней развития эпидемии появились признаки заниженной оценки значимости медицинской реабилитации со стороны буквально всех «акционеров» медицинской системы, от руководства до самих пациентов. Закрывались отделения реабилитации для предоставления коек и персонала с целью повышения потенциала неотложной медицинской помощи. Больные после травм и тяжелых заболеваний, нуждающиеся в реабилитационном лечении выписывались домой под предлогом карантина. Пациенты и их семьи отказывались приходить в дневные стационары и другие амбулаторные системы реабилитации из опасения заражения. В обществе господствовало мнение, что сейчас не время, вот победим пандемию и вернемся к обычной жизни, в том числе и к реабилитации. Все попытки профессионального сообщества предупредить о необратимых функциональных последствиях отказа от своевременного реабилитационного лечения натыкались на стену непонимания. Общественность интересовали исключительно аппараты искусственной вентиляции легких и реанимационные койки. Ситуация начала улучшаться благодаря коронавирусной эпидемии. Вдруг выяснилось, что новая инфекция приводит в значительном проценте случаев к тяжелым функциональным последствиям, требующим в свою очередь проведения реабилитационных мероприятий. В нашем Центре это открытие провело к созданию документа об организации региональной системы реабилитации для пациентов, выживших после коронавирусной инфекции. 2. Высокая контагиозность и риск заражения Высокая контагиозность коронавируса, сопровождающаяся страхом заражения, оказали очень серьезное влияние на организацию системы реабилитационной помощи. Реабилитация как правило сопровождается близким взаимодействием между многочисленными работниками команды и пациентом. Необходимость защиты как пациентов и членов их семей, так и профессионалов привела к выработке разнообразных адаптационных изменений в организации процесса и в методиках лечения. Опасение пациентов и членов их семей заразиться привело к закрытию отделений дневной реабилитации в регионе. Это в свою очередь нарушило обычную схему организации адекватной амбулаторной помощи пациентам, которые не нуждаются в госпитализации. В сочетании с необходимостью ускоренной выписки больного из острого отделения, это, соответственно, повысило нагрузку на реабилитационную койку, еще более ввергнув систему в целом в состояние дисбаланса и хаоса. Нельзя утверждать, что контагиозность вируса со временем снизилась, но общество и медицинская система выработали постепенно оптимальные схемы функционирования в условиях пандемии, что привело к возвращению работы региональной системы реабилитации к определенному статус-кво. 3. Гипертрофированная психологическая составляющая кризиса Стремительное развитие пандемии практически мгновенно ввергло общество в состояние национальной истерии, поддерживаемой средствами массовой информации и реальными данными по неуправляемому развитию ситуации. Совершенно естественно, что это привело к увеличению общего уровня тревоги как среди персонала, так и среди пациентов. Успех процесса реабилитации в высокой степени зависит от психологического настроя пациента, его позитивного настроения и мотивации. Неудивительно, что в период кризиса требовалось повышенное внимание всех членов команды к модуляции психологических реакций как пациентов, так и членов их семей. Отсутствие или недостаток доступности психологического лечения в амбулаторной системе является общеизвестным фактом, во всяком случае в нашем регионе. Вне всякого сомнения, это являлось негативным фактором в снижении уровня самостоятельности и качества жизни огромного процента населения, перенесшего коронавирусную инфекцию, в том числе и в легкой форме. Усиление этой лечебной сферы помогло снизить уровень тревожности, а также способствовало своевременному выявлению пациентов с гипертрофированными психологическими реакциями, требующими соответствующего лечения. 4. Резкое повышение количества пациентов, нуждающихся в реабилитации. Кризис такого масштаба является стрессовой ситуацией, влияющей на все население, особенно на пациентов с различными хроническими заболеваниями всех систем организма, в том числе и психологической. Поэтому неудивительно, что в нашем регионе мы наблюдали повышение количества больных, нуждающихся в реабилитации. Список ежедневных просьб на консультацию реабилитолога в центре «Сорока» в период пандемии вырос на 50-70%. И это с учетом описанного ранее отказа от реабилитации определенного количества пациентов в связи с риском заражения коронавирусом. Сегодня уже понятно, что само по себе заболевание COVID-19 в большом проценте случаев приводит к необходимости проведения реабилитационного лечения, в том числе и после легкой формы болезни. В тяжелых случаях пациенты поступают напрямую из специализированных отделений лечения коронавируса, в более легких направляются из амбулаторных систем лечения через консультационные поликлиники. В любом случае, количество таких больных велико и требует подключения различных реабилитационных учреждений, в том числе отделений стационарного лечения, дневной и домашней реабилитации. 5. Снижение количества профессионального персонала. Сложно проводить реабилитацию без многопрофильной профессиональной команды. Одной из особенностей коронавирусного кризиса было резкое снижение количества персонала, участвующего в работе. Периодические общие карантины с закрытием школ и детских садов, индивидуальные обязательные периоды домашней изоляции в связи с контактами, а также относительно высокая заболеваемость коронавирусом сотрудников реабилитационных систем приводит к однозначному уменьшению доступной рабочей силы. В сочетании с постоянным дефицитом профессионалов на периферии все это бросает серьезный вызов организаторам региональной реабилитационной службы. 6. Подключение различных организаций к реабилитации больных COVID-19. Возможно, единственным позитивным эффектом коронавирусного кризиса стал возродившийся дух национальной и ведомственной солидарности. Невзирая на трудности, возникающие практически в любой сфере деятельности, в том числе и в различных медицинских специальностях, ключевое слово «корона» открывало закрытые двери и мобилизовывало. На региональном уровне этот аспект позволил подключить различных профессионалов и даже организации к налаживанию системы реабилитации пациентов после коронавирусной инфекции. При включении различных структур в общую систему возникает опасность организационного хаоса и, соответственно, неэффективного использования ресурсов, и без того ограниченных в условиях кризиса. Решение этой проблемы заключается в формулировке единой организационной схемы регионального реабилитационного процесса, что и было сделано в нашем случае. Методы решения проблем на различных этапах реабилитационного процесса в южном региональном пространстве. 1. Оптимизация первичной маршрутизации пациентов и формулировка индивидуального реабилитационного проекта в отделении лечения коронавируса. Главным адаптационным изменением в процессе первичной реабилитационной маршрутизации был переход на виртуальную оценку ситуации. В отличие от предыдущего алгоритма, когда реабилитолог очно оценивал пациента в ходе посещения медицинского отделения, анализ производился по данным электронной истории болезни. В ходе консультации принимались в расчёт результаты оценки врачей, сестер и социального работника базового медицинского отделения, а также заключение физиотерапевта. В случае необходимости, приглашались также эрготерапевты, «спич»-терапевты, а у наиболее сложных пациентов также очный осмотр одного из реабилитологов. Подобная тактика привела к существенному снижению необходимости контактирования реабилитологов с персоналом и пациентами других отделений, и, соответственно, к уменьшению риска заражения. В условиях пандемии возникла необходимость построения адекватного проекта для каждого пациента, принимая в расчет местные условия на момент оценки, потребности, а также желания пациента и его семьи. В связи с этими требованиями процесс маршрутизации превратился в серьёзное профессиональное испытание, которое требовало опыта и знания региональных условий на момент принятия решений. Именно поэтому процесс первичной маршрутизации был поручен главному реабилитологу регионального департамента. В результате, для каждого конкретного случая подбиралось оптимальная реабилитационная программа в учреждении, имеющем возможность и профессиональный навык для оказания необходимой реабилитационной помощи. Начало ранней активации и первичное реабилитационное лечение было организовано еще в отделении лечения коронавируса параллельно с интенсивными медицинскими мероприятиями. Упор был сделан на двигательную реабилитацию силами физиотерапевтов, находящихся в этих отделениях, включая отделения реанимации и интенсивной терапии коронавируса. В случае необходимости проводилась удалённая консультация реабилитолога, включая представление больного и обсуждение плана лечения. 2. Особенности стационарной реабилитации больных в период коронавирусного кризиса. С учетом уже упомянутого увеличения нагрузки на реабилитационную койку возникла необходимость максимальной интенсификации процесса прохождения стационарного этапа реабилитационного лечения. Упор был сделан на групповые техники и на самостоятельный индивидуальный тренинг в ходе госпитализации. Так, в отделении был установлен велотренажер для использования пациентами в вечерние часы после соответствующего инструктажа. С целью увеличения объема психологической помощи была усилена профессиональная команда психологов и социальных работников с учетом повышенных потребностей пациентов после коронавирусной инфекции. Следует отметить увеличение количества пациентов с неорганическими проявлениями, а также больных с гипертрофированными психологическими реакциями, требующими профессиональной помощи. Прилагались максимальные усилия для ограничения контактов пациентов и снижения риска их заражения. Так, были ограничены посещения больных родственниками до одного посетителя одномоментно, по возможности - одного постоянного родственника. Были отменены отпуска пациентов в конце недели для посещения дома и выявления способности пациента функционировать в естественных условиях. Необходимость приема более тяжелых пациентов, в том числе после перенесенной тяжелой коронавирусной инфекции, потребовала усиления сестринского персонала и его обучения техникам работы с пациентами с тяжелыми дыхательными нарушениями. Отделение было оборудовано дополнительными техническими возможностями для ведения пациентов с кислородной поддержкой различной интенсивности. Нарушение схемы поэтапной реабилитационной помощи и поддержки после выписки привело к необходимости отработки индивидуального планирования продолжения лечения амбулаторно и в домашних условиях. Профессиональная команда была вынуждена буквально обговаривать программу возвращения домой с представителями учреждений, специализирующихся на амбулаторной реабилитации, а также социальными службами поддержки для каждого конкретного пациента. Обычная практика поэтапной реабилитации включает наличие промежуточного этапа завершения проекта в условиях амбулаторной системы. В условиях пандемии при нарушении всей цепочки и закрытии части структур амбулаторной реабилитации, в некоторых случаях пациент напрямую переходил на этап самостоятельного поддерживающего лечения дома. Это привело к необходимости перестройки практики подготовки к выписке, включая более массивную программу инструктажа пациента и членов его семьи, конкретные рекомендации по самостоятельному тренингу. 3. Амбулаторная реабилитация больных Южного регионального департамента. К сожалению, наш опыт показывает, что система амбулаторной реабилитации страдает наиболее существенно при таком кризисе, в отдельных аспектах вплоть до полного краха и потери способности адекватного оказания помощи. Прекращение работы части структур приводит к разбалансированию и нарушению привычных схем маршрутизации и лечения пациентов. Кроме того, резкое снижение количества персонала и повышение количества больных наиболее тяжело сказывается на этом сегменте системы. В отличие от стационарной модели, отсутствие резерва персонала неизбежно приводит к прекращению оказания услуги. Да и пациентам некуда деваться, тогда как количество больных в отделении ограничено количеством коек. Этот этап - несомненно, слабое звено всего проекта и коронавирусный кризис однозначно привел к снижению качества оказания профессиональных услуг, несмотря на все усилия. Огромное количество больных с существенным снижением качества жизни после заболевания, в том числе и коронавирусной инфекции, оказалось в амбулаторной системе без предварительного нахождения в учреждении интенсивной многопрофильной реабилитации. Элементы адаптации к новым условиям в нашем регионе включали различные подходы. Для больных, находящихся в отделении острого лечения в стационаре, проводился первичный инструктаж силами физиотерапевтов и социальных работников. Инструктаж включал пояснения о сути заболевания и общие рекомендации по модуляции поведения, физической активности и возможных адресах амбулаторной помощи в случае необходимости. Амбулаторные клиники физиотерапии и эрготерапии построили программы групповой терапии и физической активности. Больные направлялись к существующим в больничной кассе стандартным программам видеотренировок. Отдельного внимания требует анализ резкого повышения объема использования различных методик телереабилитации с использованием доступных средств связи и технологий. Принятие таких практик существенно выросло как среди профессионалов, так и среди пациентов. Если ранее применение дистанционных методов реабилитации было очень ограничено, то в условиях пандемии значимость виртуальных технологий оказалась колоссальной. Всем было понятно, что в сравнении с альтернативой, которой подчас было полное отсутствие какой-либо помощи, техники телереабилитации были оптимальным и приемлемым решением. Дополнительной моделью стало подключение разнообразных консультационных клиник при стационаре и в поликлиниках, направление в которые способствовало решению части вопросов и улучшению общей ситуации. Такими медицинскими направлениями были, помимо реабилитационных клиник, пульмонология, инфекционные болезни, неврология, кардиология и другие. Были значительно расширены и упрощены возможности получения психологической и психиатрической помощи на местном и региональном уровне. По нашему опыту все упомянутые мероприятия привели к получению ограниченного, но позитивного результата. 4. Организация единой региональной сети реабилитации пациентов после коронавирусной инфекции. Серьезной проблемой в оказании реальной реабилитационной помощи в регионе оказалась координация усилий различных клиник и служб. Таблица 1. Список служб, оказывающих реабилитационную помощь после коронавирусной инфекции в Южном департаменте больничной кассы «Клалит» Table 1. The list of rehabilitation facilities in South Region of Israel, which are in charge of post-corona rehabilitation Медицинский университетский центр «Сорока» / Soroka University Medical Center Амбулаторные службы больничной кассы «Клалит» в Южном департаменте / Outpatient rehabilitation Services of Clalit Medical Services South Department Служба / Service Особенности / Characteristics Служба / Service Особенности / Characteristics Отделение общей реабилитации / Department of general rehabilitation Стационарная реабилитация тяжелых больных / Inpatient rehabilitation of severe patients Отделения дневной реабилитации / Day rehabilitation department Многопрофильный дневной стационар / Multidisciplinary day rehabilitation Клиника амбулаторной реабилитации / Outpatient rehabilitation clinic Консультативная помощь реабилитолога / Consultation of rehabilitation doctor Отделение домашней реабилитации / Home rehabilitation department Многопрофильная реабилитация на дому / Multidisciplinary rehabilitation at home Клиника помощи выздоравливающим после COVID-19 / Post Covid-19 recovery clinics Пульмонологическая оценка, помощь и наблюдение / Pulmonological assessment and therapy Клиника помощи выздоравливающим после COVID-19 / Post Covid-19 recovery clinics Под руководством инфекциониста / Professional assessment and management of infections specialist Группы лёгочной двигательной реабилитации / Groups of motor training Отделение физиотерапии / Physiotherapy department Клиники по отдельным направлениям реабилитации / Different monotherapy clinics Физиотерапия, эрготерапия, «спич»-терапия, психология / Physiotherapy, occupational therapy, Speech therapy, Psychology Клиника психологии и психиатрии / Clinics of psychiatry and psychology Отделение психиатрии Сороки / Psychiatric department Поликлиническая помощь / Outpatient management Семейные врачи, социальная служба / Family practitioner, social worker Консультационные клиники различных специальностей / Consultation clinics of different medical specialties Неврология, кардиология, ортопедия и другие / Neurology, cardiology, orthopedics and others Консультационные клиники различных специальностей / Consultation clinics of different medical specialties Неврология, кардиология, ортопедия и другие / Neurology, cardiology, orthopedics and others В результате анализа ситуации и обсуждений между различными участниками служб помощи было принято решение о сотрудничестве и выработке общих принципов координации и направления пациентов в соответствующие структуры. Вне зависимости от первичного адреса обращения пациента, больные маршрутизировались на дальнейший реабилитационный менеджмент согласно следующим принципам: - При существенном снижении качества жизни, затрагивающим различные стороны функционирования пациента, больной направлялся на консультацию и оценку реабилитолога, который в дальнейшем принимал решение об оптимальной программе реабилитации; - При доминирующем повреждении лёгочной функции, пациент направлялся на консультацию и оценку пульмонолога; - При доминирующих признаках психологических нарушений, таких как тревога, страх, депрессия, пациент направлялся на консультацию клинического или реабилитационного психолога; - В случае наличия сложностей одного плана, например двигательных нарушений, таких как слабость, выраженная утомляемость, проблемы равновесия, или трудностей в выполнении базовых активностей, снижения внимания или памяти, и других, пациент направляется на соответствующее монолечение. Подобная схема координации зарекомендовала себя хорошими результатами, естественно с применением различных технологий постоянной связи между всеми участниками системы помощи. Основные позитивные элементы в региональном менеджменте реабилитационных больных, которые стоит сохранить после коронавируса. Несмотря на тот факт, что коронавирусный кризис привнес в различные аспекты нашей жизни, в том числе и профессиональные, массу негативных элементов, трудно отрицать, что отдельные изменения пойдут на пользу и стимулируют развитие системы в целом. Уже сегодня понятно, что система региональной реабилитации после коронавируса будет отличаться от той, что была до пандемии. На примере Южного департамента можно сформулировать несколько позитивных аспектов, которые, по-видимому, повлияют на будущее развитие региональной системы медицинской реабилитации. • Практика построения действительно индивидуальной программы с учетом потребностей пациента, его семьи и региональных условий. Естественно, принцип не нов, но ранее системе было удобнее использовать в ежедневной практике стандартизованные подходы и алгоритмы. Сегодня понятно, что индивидуальное построение схемы маршрутизации и реабилитационного проекта приводит к улучшению функциональных результатов в сочетании с повышенным удовлетворением пациента от лечения. По-видимому, в будущем необходимо будет найти оптимальный баланс между стандартизованной и индивидуализированной моделями. • Значимость «легких» симптомов заболеваний и травм в снижении качества жизни и самостоятельности больных. Многие пациенты после коронавирусной инфекции страдают от различных симптомов, которые принято считать «легкими», таких как утомляемость, слабость, головокружение, снижение внимания и тревога. В том числе и после легких форм болезни, не требующих госпитализации. Сегодня понятно, что такие симптомы могут привести у значительной части пациентов к тяжелым функциональным последствиям, сопровождающимся существенным снижением качества жизни. Первичная реабилитационная помощь, включающая профессиональный инструктаж по модуляции стиля жизни и самостоятельному тренингу, могла бы предотвратить множество проблем в будущем, причем не только после коронавирусной инфекции. • Четкое взаимодействие между различными организационными составляющими медицинской и реабилитационной систем. Сочетание и взаимосвязь медицинских и функциональных аспектов любого заболевания также не является новшеством. Однако, именно пандемия привела нас к необходимости работать бок о бок, четко координируя действия лечебников и реабилитологов для достижения единых целей. • Использование виртуальных технологий в организации и менеджменте системы реабилитации. Уверен, что мы не одни. Применение различных технологий связи в период пандемии стало чуть ли не визитной карточкой коронавируса. С учетом множественности интеракций в области медицинской реабилитации, как в процессе маршрутизации, так и в формировании и проведении проекта, частичный переход на виртуальные платформы стал чуть ли не прорывом. Полагаю, что мы даже частично не смогли бы справиться со свалившимися на отрасль проблемами без этих нововведений. Связь с коллегами из других отделений и клиник, оценка текущего состояния и возможностей системы, проведение заседаний команды и другие ежедневные активности полностью, или частично перешли в мир виртуальных контактов. Выяснилось, что решать вопросы, не выходя из кабинета, удобнее и не менее эффективно. Нет сомнений, что общаться, глядя в глаза собеседнику напрямую, приятнее, чем через экран, но удобство подкупает. Поэтому не сомневаюсь, что после коронавируса профессия разработает новые сбалансированные техники руководства системой с учетом обеих методик. • Развитие и внедрение в ежедневную практику методик телереабилитации. До эпохи коронавируса телереабилитация тяжело «пробивала» себе дорогу в профессию. Этому способствовало недоверчивое отношение к виртуальности как со стороны пациентов, так и со стороны профессиональных сообществ. И дело не только в неприятии нового, а в отношении к живому контакту между врачом и пациентом как к обязательному элементу медицинской реабилитации. В период пандемии в большом проценте случаев выбор был между телеметодиками и отсутствием помощи вообще. Совершенно логично, что это привело к взрывообразному росту использования телереабилитации в практике. Следует отметить, что технологии оказались к этому взрыву готовы и, как бы «ждали своего часа». Речь может идти об использовании любых средств телекоммуникации, например обычный телефонный разговор для выяснения ситуации и инструктажа, групповые или индивидуальные тренинги по визуальным системам связи, либо высокотехнологичные лечебные сессии на специальном оборудовании. Займет время, пока профессиональные сообщества выработают научно-обоснованные алгоритмы телереабилитации, но нет сомнений, что и после пандемии она займет причитающееся ей место в практиках реабилитационного лечения. Заключение Организация работы региональной службы реабилитации в условиях коронавирусной пандемии претерпела немалые адаптационные изменения. Это изменения позволили оказывать профессиональную помощь на оптимальном, с учетом сложившихся условий, уровне, привлекая все профессиональные структуры, существующие в регионе, а в некоторых аспектах и создавая новые. Обсуждение этих изменений, произошедших в нашем регионе, может быть полезным для работы реабилитационных систем в других регионах в условиях кризиса. Кроме того, часть изменений, произошедших в качестве адаптации к функционированию в условиях пандемии, могут иметь позитивные последствия для системы в целом и достойны их развития в будущем.