RELATION BETWEEN SANATORIUM REHABILITATION AND QUALITI OF LIFE IN ADOLESCENTS WITH TUBERCULOSIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents observation of 137 children of 13-17 years, suffering from tuberculosis and infected with MBT, patients of Pushkinsky children TB sanatorium. We investigated the initial level of quality of life (QL) of patients before the sanatorium treatment and the changes immediately after the end of therapy with the help of a questionnaire PedsQL (version 4.0). Quality of life of 86childrenwasevaluatedin process of usual program of rehabilitation. The analysis of the dynamics of the quality of life was performed in different age groups, gender and functioning scales. Lower final data of QL at girls in comparison with boys, lower basic and final data of QL at teenagers of 15-17 years in comparison with children of 13-14 years were revealed. Emotional and social aspects suffered the most in 13-17 years old children in need of rehabilitation. The personified program of rehabilitation on the basis of the quality of life has been carried out to 51 patients. It was found that use of the personified program of rehabilitation allows to increase quality of life of teenagers during sanatorium treatment.Repeated questioning can be an important criterion for evaluating of effectiveness of treatment and rehabilitation.

Keywords:
tuberculosis, infection with mycobacterium tuberculosis, children, adolescents, quality of life, questionnaire, functioning scales, medical complex rehabilitation, sanatorium
Text
Text (PDF): Read Download

Задача сохранения и укрепления здоровья детей диктует необходимость обеспечения опережающих темпов развития медицинской реабилитации, включая систему восстановительного и санаторно-курортного лечения [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Особого внимания заслуживают дети, подверженные рецидивирующим и хроническим заболеваниям, вследствие их неблагоприятного влияния на рост, развитие, функциональное состояние ребенка [7, 8, 9, 10]. В силу этого туберкулезный санаторий в современных условиях необходим для проведения лечебно-реабилитационных мероприятий большинству детей и подростков, больных туберкулезом и инфицированных микобактериями туберкулеза (МБТ) [11,12, 13]. Именно в условиях санатория возможно использование всего потенциала современных реабилитационных методик [14,15,16,17,18]. Вместе с тем, стандартные подходы к реабилитации и лечению подростков в туберкулезном санатории должны корректироваться в соответствии с клинико-эпидемиологическими, социальными, психологическими, возрастными особенностями пациентов, их индивидуальными потребностями [12, 19, 20, 21, 22]. Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о болезни и эффективности лечения, они не позволяют полностью оценить состояние здоровья ребенка, сформировать адекватное представление о реакции его личности на болезнь [23]. Большинство исследователей подчеркивает, что показатель качества жизни (КЖ) является важной интегральной характеристикой физического, психологического и социального функционирования здорового и больного человека, основанной на его субъективном восприятии [23, 24, 25, 26]. В научной литературе единой точки зрения на реабилитацию детей и подростков при туберкулезе, в том числе, на способы оценки ее эффективности, не существует. Отечественные работы по оценке качества жизни у детей немногочисленны, а при туберкулезе - единичны [25, 26, 27], но они позволяют предположить, что в туберкулезном санатории осуществление реабилитационных мероприятий в тесной взаимосвязи с показателями КЖ пациентов, является перспективным путем повышения эффективности реабилитации [28]. Цель исследования Совершенствование комплексной реабилитации подростков с туберкулезной инфекцией в условиях специализированного санатории на основе изучения КЖ. Материалы и методы В исследование включены 137 ребенка 13-17 лет, больных туберкулезом и инфицированных МБТ, пациентов ФБГУ «Детский туберкулезный санаторий «Пушкинский» МЗ РФ. Санаторий находится в живописном пригороде Санкт-Петербурга (г. Пушкин, в прошлом Царское Село), богатом природными и историческими ландшафтами и культурными достопримечательностями. Качество жизни оценивалось с использованием сертифицированного детского опросника PedsQL (Pediatric Quality of Life Inventory), версия 4.0. блок для детей 13-18 лет. Опросник состоит из 23 вопросов, распределенных по 6 шкалам: физическое функционирование - ФФ (8 вопросов), эмоциональное функционирование - ЭФ (5 вопросов), социальное функционирование - СФ (5 вопросов), жизнь в школе или школьное функционирование - ШФ (5 вопросов). Психосоциальное функционирование - ПСФ (оценивается по шкалам ЭФ и СФ), обобщенная оценка качества жизни проводится по суммарной шкале (СШ). Количество баллов после кодирования каждого из пяти вариантов ответа рассчитывается по 100-балльной шкале (от 0 до 100 баллов). Исследование проводилось в 2 этапа. I этап. Проведена оценка КЖ 86 пациентов 13-17 лет, страдающих различными формами локального туберкулеза и инфицированных МБТ. Выборка сформирована методом случайного отбора. Детей с локальными формами туберкулеза было 45, из них: с туберкулезом внутригрудных лимфатических узлов - 16, первичным туберкулезным комплексом - 3, очаговым туберкулезом - 5, туберкулезным плевритом - 5, инфильтративным туберкулезом - 10, состоянием после операции - 6. У пациентов с локальными формами туберкулеза санаторному лечению предшествовал курс терапии в стационаре. Группа детей, инфицированных МБТ, составила 41 человек. Проведена оценка КЖ детей, раздельно в группах больных туберкулезом (45) и инфицированных МБТ (41), а также среди девочек (56) и мальчиков (30) и в возрастных группах 13-14 лет (50), 15-17 лет (36). Анализировался исходный уровень КЖ (при поступлении в санаторий) и его изменение после окончания курса санаторного лечения. 11этап: разработка личностно-ориентированных программ реабилитации на основе выявленных особенностей КЖ каждого ребенка, для обеспечения их индивидуальных потребностей. Программы состояли из 4-х блоков, соответственно шкалам КЖ: физическая реабилитация - ФР, эмоциональная реабилитация - ЭР, социальная реабилитация СР, школьная реабилитация - ШР. Таким образом, отвечая на первичную анкету КЖ, ребенок (подросток), дает «заявку» на приоритетные для него аспекты реабилитации, а повторная анкета позволяет оценить ее эффективность. Во Иэтапе исследования участвовал 51 ребенок (2 группа) в возрасте 13-17 лет, в том числе - девочек 31, мальчиков 20, детей 13-14 лет 29 человек, детей 15-17 лет 22 человека, больных локальными формами туберкулеза - 20, инфицированных МБТ - 31 чел. Среди локальных форм туберкулеза туберкулез внутригрудных лимфатических узлов - 6, первичным туберкулезным комплексом -1, очаговым туберкулезом - 1, туберкулезным плевритом - 2, инфильтративным туберкулезом - 7, состоянием после операции - 3. В реабилитационных программах этих детей были усилены направления, соответствующие определенным (наиболее низким) аспектам или шкалам КЖ: четыре блока реабилитации. Блок «физическая реабилитация» включал: лечебную физкультуру, йогатерапию органов дыхания и опорно-двигательного аппарата, индивидуальную гимнастику, игровые виды спорта, танцы (спортивные и бальные), занятия на тренажерах, Блок «эмоциональная реабилитация» включал: арт-терапию, праздникотерапию, занятия с психологом, игру на музыкальных инструментах, релаксацию, подвижные и интеллектуальные игры, постановки спектаклей и др.), Блок «социальная реабилитация»: коллективные занятия по интересам, трудотерапия, профессиональная ориентация, кружки, экскурсии, военно-патриотическое воспитание, занятия в «школе здоровья» по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). Блок «школьная реабилитация»: дополнительные занятия, наверстывающие программы обучения, консультации, интеллектуальные игры, индивидуальная самоподготовка, тренинги для ЕГЭ. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием пакета анализа данных программы Microsoft Excel 2010. Использовали методы описательной статистики, показатели представлены в виде М±т (среднее ± стандартная ошибка среднего). Количественные показатели были предварительно тестированы на нормальность распределения путем сравнения коэффициентов асимметрии и эксцесса с их критическими значениями и построения гистограмм. Значимость различий параметров между группами оценивали с использованием t-критерия Стьюдента. Критерием статистической значимости различий считалась величина p<0,05. Результаты I этап исследования (86 детей) дал следующие результаты. Значительных различий КЖ по исходной шкале ФФ у детей с локальными формами туберкулеза (79,4±1,7 баллов) и инфицированных МБТ и (81,5±1,9 баллов) не было выявлено. После курса санаторного лечения отмечено значимое улучшение ФФ детей, больных туберкулезом, с 79,4±1,7 баллов до 86,5±1,8 баллов(р<0,05), тогда как у инфицированных МБТ прирост ФФ менее значимый (таблица 1). Изучение исходных шкал эмоционального и психосоциального функционирования показало, что субъективная оценка своего состояния детьми, больными туберкулезом, ниже, чем у инфицированных МБТ детей (ЭФ: больные - 59,0±2,7 баллов; инфицированные - 65,0±2,8 баллов, ПСФ: больные - 67,3±2,3; инфицированные МБТ - 73,6±2,2). Более низкое психосоциональное функционирование детей - больных туберкулезом, может быть обусловлено осознанием ребенком своего тяжелого хронического заболевания, продолжительным лечением в стационаре, ограничением контактов со сверстниками, семейным неблагополучием, длительным влиянием туберкулезной интоксикации. Это подтверждает и оценка детьми своей жизни в школе (ШФ): дети с туберкулезом - 63,3±2,8 баллов, дети, инфицированные МБТ, - 68,8±2,9 баллов. Исходная суммарная шкала (СШ) в группе больных составила 71,0±1,9 баллов, а у инфицированных - 73,6±1,8 баллов. Оценка КЖ детей после проведения комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий показывает значительное улучшение почти по всем шкалам функционирования у детей - больных туберкулезом: ФФ с 79,4±1,7 до 86,5±1,8 ( р<0,05), ЭФ с 59,0±2,7 до 64,2±2,4 (р>0,05), СФ с 74,1±2,3 до 83,6 ± 2,2 (р<0,05), ШФ 63,3±2,8 до 67,4±2,5 (р>0,05), ПСФ с 67,3±2,3 до 74,5±2,1 (р<0,05), СШ с 71,0±1,9 до 77,6±2,1 ( р<0,05). В группе детей, инфицированных МБТ, отмечено незначительное улучшение ФФ - с 81,5±1,9 до 82,2±2,1 и СФ - 80,7±2,5 до 84,3±2,3, ЭФ - с 65,0±2,8 до 65,2±2,7 и ШФ с 68,8±2,9 до 69,3±2,9 баллов (р>0,05). Суммарная шкала качества жизни также больше повысилась в группе детей с локальными формами туберкулеза: с 71,0±1,9 до 77,6±2,1 (р<0,05 ), чем у инфицированных МБТ: с 73,6±1,8 до 75,1±2,5 (р>0,05). Установлены возрастно-половые особенности КЖ у пациентов санатория (таблица 2). Сравнительный анализ динамики КЖ детей двух возрастных групп свидетельствует, что все исходные показатели качества жизни были несколько ниже в подростковом возрасте 15-17 лет, по сравнению с пациентами возраста 13-14 лет. Улучшение физического и эмоционального функционирования сопоставимо; социальное, школьное и психосоциальное функционирование значительно улучшилось у детей 13 - 14 лет (р<0,05), тогда как у подростков (15-17 лет), достоверных отличий исходных и конечных показателей по этим шкалам нет. При сравнительном анализе качества жизни раздельно у мальчиков и девочек отмечено, что исходные баллы по всем шкалам имели близкие значения.В динамике, после проведения комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий все шкалы функционирования (кроме СФ) и показатель КЖ в целом (СШ) у мальчиков стали достоверно выше, чем у девочек. На II этапе исследования (2 группа) исследования использовались личностно-ориентированные программы реабилитации (51 ребенок). Исходно, на основе анализа КЖ установлены низкие показатели (менее 70 баллов) по шкале ФФ - у 16 (31,4%) детей; ЭФ - у 31 (60,8%); СФ - у 14 (27,5%); ШФ - у 22 (43,1%). Психосоциальное функционирование (ПСФ) было ниже 70 баллов у 23 (45,1%) детей, суммарная шкала - у 23 (45,1%) детей. В реабилитационных программах этих детей были усилены направления, соответствующие определенным (наиболее низким) шкалам КЖ (четыре блока). В итоге проведения санаторно-реабилитационного лечения, ориентированного на личность ребенка, средние значения всех шкал КЖ увеличились (рис. 1): ФФ с 76,1 ±1,9 до 88,3±1,3 (+12 баллов; р<0,05), ЭФ с 59,8 ±2,4 до 72,4±2,2 (+12 баллов; р<0,05), СФ с 75,9±2,7 до 85,6±2,3 (+10 баллов; р<0,05); ШФ с 67,9±2,2 до 76,0±2,1 (+9 баллов; р<0,05); ПСФ с 68,2 ±2,2 до 79,5±3,1 (+11 баллов; р<0,05); СШ с 69,5±2,3 до 80,6±2,6 (+11 баллов; р<0,05). Таким образом, динамика показателей КЖ пациентов свидетельствует о том, что реабилитационные мероприятия, основанные на предварительной оценке шкал функционирования детей 13-17 лет и персонифицированном подходе к реабилитации, оказываются весьма действенными в туберкулезном санатории. Выводы. 1. Оценка КЖ показывает, что наиболее проблемными сферами жизнедеятельности детей 13-17 лет с туберкулезной инфекцией, требующими реабилитационных мероприятий, являются эмоциональное функционирование (ЭФ) и школьное функционирование (ШФ). 2. Установлены возрастно-половые особенности качества жизни у пациентов с туберкулезной инфекцией: более низкие итоговые показатели КЖ у девочек по сравнению с мальчиками, более низкие исходные и конечные данные шкал КЖ у подростков 15-17 лет по сравнению с детьми 13-14 лет. Это объясняется, как проявлением физиологических особенностей, так и характером туберкулезной инфекции. 3. Результаты повторного анкетирования детей при завершении санаторного лечения являются важным критерием эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий. Исходя из оценки КЖ, более выраженный эффект санаторного лечения отмечается у больных туберкулезомпо сравнению с инфицированными МБТ детьми. 4. Изучение индивидуальных профилей КЖ позволяет выбрать приоритетные направления реабилитации и уделить наибольшее внимание коррекции физического, эмоционального, социального или школьного функционирования каждого ребенка, оценить эффективность санаторной реабилитации. 5. Установлено, что использование персонифицированной программы реабилитации позволяет повысить качество жизни подростков во время санаторного лечения.
References

1. Pogonchenkova I.V., Han M.A. Voprosy organizacii medicinskoy reabilitacii i sanatorno-kurortnogo lecheniya detey v gorode Moskve // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2016; № 6: 60-63.

2. Suslova G.A., L'vov S.N., Zemlyanoy D.A. Osobennosti somaticheskogo zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya shkol'nikov Sankt-Peterburga // Pediatr; 2013; № 1: 26-32.

3. Han M.A., Pogonchenkova I.V. Sovremennye problemy i perspektivnye napravleniya razvitiya detskoy kurortologii i sanatorno-kurortnogo lecheniya // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2018; №3: 2-7.

4. Ivanova G.E., Truhanov A.I. Global'nye perspektivy medicinskoy reabilitacii // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2017; № 6: 2-6.

5. Buylova T.V. Vozmozhnye modeli reabilitacii s sub'ektah Rossiyskoy Federacii // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2015; № 4: 2-8.

6. Pogonchenkova I.B., Han M.A., Lyan N.A. Sanatorno-kurortnoe lechenie detey v sanatoriyah departamenta zdravoohraneniya goroda Moskvy // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2017; № 3: 15-18.

7. Vahova E.L., Mikitchenko N.A., Ivanova D.A., Radeckaya L.I., Beketova V.V. Sovremennye ozdorovitel'nye tehnologii v reabilitacii chasto boleyuschih detey // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2016; №4: 47-56.

8. Lyan N.A., Vahova E.L., Mikitchenko N.A. Fizikofarmakologicheskie tehnologii medicinskoy reabilitacii detey s zabolevaniyami verhnih dyhatel'nyh putey // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2015; № 6: 57-61.

9. Krasnozhon S.V. Dinamicheskaya ocenka morfofunkcional'nyh osobennostey organizma detey shkol'nogo vozrasta v profilaktike zabolevaemosti // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2017; №3: 86-90.

10. Makarova G.A., Achkasov E.E., Chernuha S.M., Evstigneev P.I., Belogubova S.Yu. Faktory riska v sovremennom fitnesse // Sportivnaya medicina: nauka i praktika; 2017; №3: 72-78.

11. Mordyk A.V., Podkopaeva T.G., Gerasimov P.N., Porkulevich N.I. Formirovanie podhodov k sozdaniyu psihologicheskoy reabilitacii detey v ochagah tuberkuleznoy infekcii // Tuberkulez i bolezni legkih; 2014; № 8: 71-72.

12. Orel V.I., Lozovskaya M.E., Karasev G.G., Bykova V.V. Osobennosti mediko-social'noy pomoschi detyam starshego vozrasta v usloviyah tuberkuleznogo sanatoriya // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal; 2016; № 19 (2): 92-96.

13. Valiullina S.A., Ivanova D.A., Burakov A.A. Organizaciya fizioterapevticheskogo lecheniya detey v g. Moskve na etapah medicinskoy reabilitacii // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2018; №3: 2-7.

14. Korchazhkina N.B., Han M.A., Chervinskaya A.V., Mikitchenko N.A., Lyan N.A. Sochetannye metody galoterapii v medicinskoy reabilitacii detey s zabolevaniyami organov dyhaniya // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2018; №3: 58-62.

15. Han M.A., Rassulova M.A., Chervinskaya A.V., Mikitchenko N.A., Lyan N.A., Filatova T.A., Koval'chuk L.V. Rol' galoterapii v profilaktike i medicinskoy reabilitacii detey // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2015; №6: 36-41.

16. Vahova E.L., Lyan N.A., Grigor'eva O.K. Suhie uglekislye vanny v medicinskoy reabilitacii detey: Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2015; №6: 48-52.

17. Han M.A., Kotenko K.V., Vahova E.L., Lyan N.A., Mikitchenko N.A. Innovacionnye tehnologii svetoterapii v medicinskoy reabilitacii detey // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2016; №6: 1-6.

18. Lyubchik V.N., Golubova T.F. Sravnitel'nyy analiz blizhayshih rezul'tatov primeneniya aerofitoterapii s ispol'zovaniem nekotoryh efirnyh masel rasteniy u detey v usloviyah sanatorno-kurortnogo vosstanovitel'nogo lecheniya // Vestnik vosstanovitel'noy mediciny; 2016; №6: 22-29.

19. Sokolova M.I., Akimov A.A., Shishkina Yu.A., Novozhilova M.V., Alehina G.G. Klinicheskie osobennosti i reabilitaciya detey s belkovo-energeticheskoy nedostatochnost'yu iz social'no neblagopoluchnyh semey // Pediatr;2013; №2: 70-74.

20. Parygina O.V., Matveev Yu.A. Obosnovanie neobhodimosti korrekcii programm fizicheskoy podgotvki po dannym stabilometrii // Sportivnaya medicina: nauka i praktika; 2017; №4: 12-18.

21. Lin'kova N.A., Sapozhnikova O.V. Osobennosti primeneniya fizicheskih uprazhneniy s uchetom sosudistoy gemodinamikidlya uluchsheniya morfofunkcional'nogo statusa organizma // Sportivnaya medicina: nauka i praktika; 2016; №4: 74-79.

22. Razina A.O., Achkasov E.E., Runenko S.D., Sultanova O.A. Ozdorovitel'no-trenirovochnye programmy s povyshennoy motivaciey u lic s izbytochnoy massoy tela // Sportivnaya medicina: nauka i praktika; 2015; №4: 70-77.

23. Sormolotova I.N., Bisharova A.S., Dodatko O.V. Kachestvo zhizni shkol'nikov s dermatologicheskimi zabolevaniyami // Byulleten' VSNC SO RAMN; 2010; №6:148-152.

24. Volgina S.Ya., Kondrat'ev A.S., Yafarova S.Sh. Izuchenie kachestva zhizni dlya ocenki effektivnosti ozdorovitel'nyh meropriyatiy u podrostkov s deviantnym povedeniem // Pediatr; 2011; № 2: 25 - 27.

25. Adzhablaeva D.N. Pokazatel' kachestva zhizni vo ftiziopediatrii // Tuberkulez i bolezni legkih;2018; №2: 32 -35.

26. Solohina L.V., D'yachenko O.A., Yarinchuk E.I. Izuchenie kachestva zhizni detey, bol'nyh tuberkulezom // Dal'nevostochnyy medicinskiy zhurnal; 2010; №1: 134-137.

27. Yur'ev V.K., Sayfulin M.H. Ocenka dinamiki kachestva zhizni detey kak kriteriy effektivnosti stacionarnogo lecheniya // Voprosy sovremennoy pediatrii; 2009: № 6: 7-11.

28. Lozovskaya M.E., Osipova M.A., Suslova G.A., Bykova V.V., Karasev G.G., Bykova A.I. Novoe v organizacii sanatorno-reabilitacionnoy pomoschi detyam i podrostkam s tuberkuleznoy infekciey // Tuberkulez i bolezni legkih; 2017; №1: 22-26.

Login or Create
* Forgot password?